16.10.2014 12:40
    Поделиться

    Чиновники Башкирии стали недоступными по телефону

    После того как представителей власти обязали размещать информацию о себе в сети интернет и отвечать на жалобы в режиме онлайн, телефонная связь стала не столь актуальна. Секретарей и диспетчеров начали заменять автоответчики. В итоге для людей, не имеющих доступа к интернету, чиновники оказались недосягаемыми.

    Без ответа

    Недоступными они стали, к примеру, для тех, кому сложно самостоятельно добраться до их кабинетов. Одна из них - 66-летняя уфимка Любовь Манойло, инвалид второй группы. Женщина считает, что с каждым годом дозвониться до ответственных лиц становится сложнее.

    - После двух микроинсультов мне трудно ходить. Компьютера нет, интернета, соответственно, тоже. Практически единственная связь с миром - телефон. Раньше проблем не было: всегда дозванивалась до начальников, решала все вопросы. Теперь даже в справочной службе не могу найти телефонных номеров: либо они неправильные, либо на другом конце - автоответчик, - вздыхает Любовь Ивановна.

    Корреспондент "РГ" вместе с пенсионеркой попытался дозвониться до разных служб и ведомств. Для чистоты эксперимента набирали номера, предоставленные городской справочной, параллельно звонили по тем, что указаны в интернете.

    Первый звонок сделали в управляющую компанию, которая обслуживает дом пенсионерки. Телефон УК предоставила справочная. Но, к сожалению, на другом конце никто не поднимал трубку в течение продолжительного времени. Затем попытались связаться с районным ЕРКЦ, но в ответ опять услышали только длинные гудки. Сопоставив номер с информацией в интернете, выяснили, что это один из номеров городского управления жилищного хозяйства.

    Затем очередь дошла до номеров, указанных на счете за электроэнергию. Относительно "живым" оказался лишь телефон штаба по работе с потребителями. Автоответчик просил подождать своей очереди, но после 35 минут связь прерывалась. Вторая попытка дозвониться оказалась более успешной: через 15 минут ожидания трубку взял диспетчер, который четко ответил на все вопросы.

    Секретный номер

    Очень часто, по словам пенсионерки, уходит день, а то и два на то, чтобы просто узнать номер телефона. К примеру, женщина потратила несколько дней, чтобы выяснить, как связаться со своим отделением банка, клиентом которого является уже много лет. В поисках нужного номера отделения, расположенного буквально в нескольких десятков метров, пришлось обращаться аж в Москву на бесплатную линию. Но и там Любови Манойло не смогли помочь.

    Не с первого раза смогли дозвониться корреспондент и пенсионерка и до дежурной части МВД Октябрьского района. К этому женщина уже привыкла, говорит, что лучше обращаться сразу по номеру "02", а там уже спокойно соединяют. Аналогичная ситуация - с судебным приставом Орджоникидзевского района, у которого уже два года находится в производстве дело пенсионерки. За это время женщина лишь дважды сумела дозвониться до своего вечно занятого судебного пристава-исполнителя. Связываться с ним удается только через республиканское управление, благодаря отзывчивым секретарям.

    "Секретными" оказались и прямые номера сотрудников уфимского железнодорожного вокзала. В справочной отсутствуют контакты дежурного, начальника по вокзалу, багажного отделения. По единственному номеру, найденному через городскую справочную, отвечает оператор, который может дать лишь информацию о наличии мест на тот или иной поезд.

    - Должностные лица, к сожалению, забывают, что они лишь слуги народа, которые должны отвечать на вопросы и по телефону. Многие говорят: "смотрите номер в интернете" или "дойдите пешком". Ну что мне делать, если я не могу сделать ни того, ни другого? - вздыхает Любовь Ивановна.

    Призовут к ответу

    В законодательстве не прописано, что должностные лица обязаны предоставлять контактные данные в справочные службы и следить за их обновлением. Это скорее "общественная нагрузка".

    - Представители власти обязаны размещать информацию о своей деятельности в интернете с указанием телефонов, адресов электронной почты, по которым граждане могут направить запрос и получить информацию. Также в законе прописано, что для обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации в сети в помещениях госорганов и местного самоуправления и библиотеках должны работать пункты подключения к интернету, - уточнили в прокуратуре республики.

    Кто же должен обеспечить доступ к информации людям, которые из-за проблем со здоровьем не могут самостоятельно передвигаться? Эксперты советуют таким гражданам обращаться за помощью в социальные службы либо писать письма, на которые чиновники просто не имеют права не ответить.

    Между тем, как показала прокурорская проверка, даже в этом направлении региональные ведомства продолжают допускать серьезные нарушения, большинство из которых связаны с несоблюдением прав заявителей на получение письменного ответа и игнорированием 30-дневного срока рассмотрения жалоб.

    Так, по данным регионального надзорного ведомства, сотрудники министерства земельных и имущественных отношений республики не рассмотрели свыше 50 обращений, зарегистрированных в прошлом году, и около 300 заявлений, поступивших в текущем. Кроме того, зафиксированы случаи, когда ответы направили лишь через четыре месяца со дня получения жалоб. В результате проверки в отношении четырех должностных лиц министерства возбуждены административные дела.

    - В некоторых ведомствах игнорировались обращения, поступившие по электронной почте. Так в региональном управлении росприроднадзора сотрудники прокуратуры обнаружили 14 несвоевременно зарегистрированных и оставшихся без ответа интернет-обращений. По результатам проверки прокуратура республики внесла в адрес руководителей ведомств представления об устранении нарушений законодательства, - уточнила помощник прокурора республики Гузель Масагутова.

    А как у них?

    В некоторых регионах страны проблему с доступностью чиновников решили за счет специальных информационно-справочных служб. К примеру, в Костромской области и Ханты-Мансийском автономном округе, позвонив в такую службу можно узнать, какой начальник решает ту или иную проблему, его данные, режим работы и телефоны, а также уточнить судьбу своего обращения. Возможно, создание такой структуры в Башкирии в дополнение к электронному правительству, реально облегчило бы жизнь маломобильных и пожилых жителей республики.

    Цифра

    13,7 тысячи обращений поступило от граждан на сайт "Электронная приемная органов власти РБ"

    Поделиться