Один из источников утверждал, что за рулением во Внуково в момент столкновения французского самолета Falcon со снегоуборочной машиной следил диспетчер-стажер. Об этом вчера сообщали информационные агентства. Однако официального подтверждения такой информации пока нет.
Не исключено, что авиадиспетчер не проверил сведения о том, что снегоуборщик уже закончил работу. И дал самолету добро на взлет.
В реальности же случилось так, что воздушное судно уже начало разгоняться, а снегоуборщик еще не вернулся на базу. Машина оказалась у него практически под "брюхом". По данным экспертов, дальше самолет зацепился крылом за уборочную технику. И на большой скорости рухнул на землю, сразу начался пожар.
Никого из находившихся на борту спасти не удалось. Погибли все члены экипажа и один пассажир, следовавший во Францию.
Немногим позже выяснилось, что этим пассажиром был президент французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери. Соболезнования уже выразили российское руководство, а также компании-партнеры концерна Total.
Президент России Владимир Путин направил во вторник телеграмму своему французскому коллеге Франсуа Олланду.
"Потрясен известием об авиакатастрофе в московском аэропорту Внуково, повлекшей гибель председателя cовета директоров и президента нефтяного концерна "Тоталь" Кристофа де Маржери и членов экипажа самолета, - говорится в послании Путина Олланду. - Прошу Вас передать самые искренние соболезнования и слова сочувствия родным и близким Кристофа де Маржери - выдающегося французского предпринимателя, который стоял у истоков многих крупных совместных проектов, заложивших основу многолетнего плодотворного сотрудничества между Россией и Францией в энергетической сфере". В лице Кристофа де Маржери мы потеряли настоящего друга нашей страны, о котором сохраним самую добрую память, подчеркнул в телеграмме Франсуа Олланду президент России.
В телеграмме премьер-министру Франции Манюэлю Вальсу председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев от имени российского кабинета министров и от себя лично выразил соболезнования в связи с произошедшей во Внуково трагедией. "Это большая потеря. Буквально накануне виделся с де Маржери в ходе заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Обсуждали планы дальнейшего сотрудничества, расширения деятельности "Тоталь" в России", - говорится в тексте телеграммы, опубликованной вчера на сайте кабмина.
"Сделаем все необходимое для скорейшего расследования обстоятельств катастрофы", - подчеркнул премьер-министр России.
И главные вопросы, которые в начавшемся расследовании возникают сразу же: а выполнялись ли правила движения на полосе водителем снегоуборочной машины и согласовывал ли он вообще с кем-то собственные действия?
Чтобы дать на них ответы, комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) уже начала работу по расшифровке данных наземных средств объективного контроля.
А работа над расшифровкой всей нужной информации с бортовых самописцев тоже уже начинается. Вскрыли "черные ящики" не сразу, было принято решение дождаться прибытия специалистов из Франции. Они приехали в Москву для совместной работы с российскими специалистами вечером во вторник. В их числе - представители авиакомпании и разработчики самолета.
Что касается наземных средств объективного контроля, то это записи диспетчерского магнитофона, радиолокаторов, камер наблюдения. Данные, которые с них можно получить, должны помочь выяснить, действительно ли диспетчер дал добро на взлет, не проверив, свободна ли полоса. Либо же возможен вариант, что снегоуборщик, который задел самолет, выкатился на полосу спонтанно.
Также МАК намерена оценить метеорологические условия, состояние и повреждения воздушного судна, и насколько грамотны были общие действия специалистов службы управления воздушным движением, аэропортовой службы и экипажа воздушного судна. Что касается последних, то бортовые самописцы (параметрический и звуковой) будут расшифровывать в научно-техническом центре МАК.
А французская сторона привлекается к расследованию причин произошедшего в связи со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). По конвенции о международной гражданской авиации уведомление об авиационном происшествии было направлено в полномочный орган по расследованию авиационных происшествий Франции - государства-разработчика, изготовителя, регистрации и эксплуатанта воздушного судна.
Но в любом случае, чтобы понять, что именно и почему случилось в ночь с понедельника на вторник в тумане взлетно-посадочной полосы аэропорта Внуково, надо иметь в виду, что существуют правила поведения машин специализированной техники аэропортовых служб.
Так, например, без отчета в собственный диспетчерский пункт никто не может двинуться на летное поле. А те, кто заступает на смену, проходят осмотр практически такой же, как экипажи самолетов. Нередко за баранкой специализированной техники работают бывшие пилоты, которые очень хорошо знакомы с дисциплиной и правилами работы на летном поле.
Кстати, Ространснадзор проверит еще и работу Внуковского центра обслуживания воздушного движения и аэропорта Внуково на предмет соблюдения законодательства в области гражданской авиации и обеспечения безопасности полетов всеми структурными подразделениями, обеспечивавшими выполнение данного полета, рассказали "Российской газете" в службе.