30.10.2014 09:34
    Поделиться

    После пожара в красноярской 25-этажке прошли масштабные учения

    Особое подразделение красноярских спасателей выезжает на самые сложные ЧС
    География командировок сотрудников специализированной пожарно-спасательной части (СПСЧ) ГУ МЧС России по Красноярскому краю обширна. За последние пять лет они попадали в эпицентр всех бедствий не только Сибири, но и Дальнего Востока, начиная с техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и заканчивая прошлогодним наводнением в Хабаровском крае.

    Родной город тоже не дает скучать. Взять хотя бы недавнее ЧП с красноярской высоткой, в которой, кстати, квартиры принадлежат самим сотрудникам МЧС. Здание заполыхало как свеча от единственной искры. Пожар, которому был присвоен высший, четвертый ранг сложности, выявил массу проблем. Об этом - наш разговор с начальником четвертого караула СПСЧ капитаном внутренней службы Юрием Копачем.

    Юрий Николаевич, в связи с чем на днях в Красноярске проводились масштабные учения МЧС?

    Юрий Копач: После ЧС с горящей 25-этажкой на улице Шахтеров, 40 (а должен сказать, что с возгоранием такой сложности мы еще не сталкивались) МЧС провело учения пожарного гарнизона по тушению пожара в высотных зданиях. Привлекалась спецтехника, которая должна была подать воду на высоту 30 этажа, отрабатывалось взаимодействие всех подразделений. Сначала пожарные тренировались на одном из красноярских "долгостроев", потом задачу усложнили: нашли точно такое же здание, как горевшее, той же этажности и с таким же вентилируемым фасадом.

    С какими особыми сложностями пришлось столкнуться при борьбе с тем нашумевшим пожаром?

    Юрий Копач: Начать с того, что очень сложно оказалось проехать к месту ЧС - все вокруг было заставлено машинами, перегорожено шлагбаумами… Второе - в тот день был сильный ветер. Из-за него пожар распространялся и по горизонтали, и по вертикали, менял направление, скорость. В таких условиях действовать было очень трудно. Вдобавок, к моменту, когда нас вызвали, пожар уже занял большую площадь, и справиться с огнем силами одного-двух подразделений оказалось невозможно. Первоочередная задача, которая стояла перед нами - спасти людей, эвакуировать их из горящего здания, вывести в безопасное место. А уже потом заниматься самим пожаром. Третья сложность - в отделочных материалах, которые применялись при строительстве дома. Ветер усилил температуру горения, из-за чего алюминиевые конструкции стали плавиться. Металл летел брызгами, во время падения они застывали: осколки приводили в негодность оборудование, впивались в спасателей, рвали пожарные рукава. А ведь такой порыв означает прекращение подачи воды и драгоценное время, которое тратится на замену рукава.

    Какие уроки извлекли пожарные из этого ЧП?

    Юрий Копач: С огнем мы справились, но этот пожар выявил несколько вопросов, которые необходимо было отработать на случай похожего происшествия. Этим мы и занимались на тренировке. Количество домов с вентилируемыми фасадами в Красноярске растет, и вряд ли строители пойдут на то, чтобы менять на них облицовку. Значит, существует риск повторения ЧС. И нам, пожарным, придется к этому приспособиться, научиться принимать правильные решения и действовать грамотно и быстро.

    Ваше подразделение называется специализированным. В чем секрет?

    Юрий Копач: Такие части как у нас, - с особой комплектацией, оборудованием, требованиями к личному составу - в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Взять хотя бы технику. На базе СПСЧ имеются катера, вездеходы, способные двигаться по самой сложной пересеченной местности, плавающие транспортеры на гусеничном ходу - они перемещаются по воде сами и перевозят грузы. Есть специальная робототехника - с ее помощью можно путем управления тушить пожар на дистанции без участия человека. Или подъехать к месту ЧС и произвести разведку местности, если, к примеру, есть опасность взрыва или обрушения. Цистерны в пожарных автомобилях тоже более высокого класса, они перевозят больший объем воды, что очень важно, особенно за городом, при тушении лесных пожарах. Кроме того, наша техника может применяться на ДТП - деблокировать пострадавших из машины. Особые требования в СПСЧ и к сотрудникам. Например, они должны обладать очень хорошей физической формой, иначе не вынесут нагрузок, ведь нам приходится очень много двигаться, причем при этом нести на себе массу различного снаряжения. Способность выдерживать длительные командировки тоже важна.

    Часто приходится выезжать на ЧП за пределы региона?

    Юрий Копач: Очень часто. При этом мы не ездим в рядовые командировки, только туда, где действительно случилась беда. Так, 2009 год - устраняли последствия техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, искали пропавших без вести. Октябрь 2011-го - помогали иркутянам тушить крупные лесные пожары в районе Братска, на следующий, 2012 год, вылетели в пылающие леса уже Забайкальского края. Отдельная история - прошлогоднее наводнение на Дальнем Востоке, где также работала наша часть. Нынешним летом помогали пострадавшим от паводка в Хакасии. Ни один из случаев не назовешь легким, это были действительно чрезвычайные ситуации, где порой приходилось подвергаться серьезному риску, например, оказаться окруженным лесным пожаром. У сотрудников СПСЧ всегда очень большой объем работ, и задачи могут быть поставлены любые - от тушения пожаров до разбивки палаточного лагеря для пострадавших. Или как на СШГЭС - демонтаж конструкций, разблокировка и проверка помещений, откачка воды. В прошлом году на Дальнем Востоке нашей задачей было поставить полевой лагерь, чтобы людям было где жить. Пришлось везти с собой из Красноярска очень много оборудования - палатки, лодки, генераторы, продукты питания, в общем, все, что требуется для автономной работы. Не забуду жуткое зрелище, которое мы увидели, прилетев в село Троицкое - между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре. Кругом вода, дома, затопленные по крыши… И при этом - сильнейший дефицит питьевой воды.

    Как считаете, число чрезвычайных ситуаций будет расти?

    Юрий Копач: Естественно. Прогресс ведь движется вперед, а чем больше технологий, тем выше риск. Так что работы нам хватит.

    Между тем

    Сибирский региональный центр МЧС получил от центрального ведомства 16 миллионов рублей, которые будут направлены на ремонт 110 квартир служебного фонда, располагающихся в сгоревшей 25-этажке на улице Шахтеров в Красноярске. Об этом "РГ" рассказал начальник пресс-службы Сибирского регионального центра МЧС России Алексей Хлапов.

    - За счет выделенных средств планируется отремонтировать полы, стены, потолки, все целиком. Это не последнее поступление денег на данные цели. Согласно действующему законодательству, реализовать переведенные средства мы можем только в порядке конкурса, который длится 45 дней. Мы будем обращаться в УФАС с тем, чтобы реализовать средства без конкурса, чтобы начать ремонт быстрее, - сказал Хлапов.

    Напомним, пожар на улице Шахтеров, 40 произошел 21 сентября около 13:50. Буквально за несколько минут огонь охватил весь фасад здания, заливали пламя с вертолетов. Ранее и.о. министра строительства и архитектуры Красноярского края Николай Глушков заявлял, что ремонт сгоревшего 25-этажного дома оплатит тот, кто виноват в ЧП. В пострадавшем от пожара здании будет восстановлен фасад вместе с утеплителем, остеклены окна и балконы.

    Кроме того, будет проведена обработка помещения, которая позволит удалить едкий запах гари. На все это, по подсчетам специалистов, понадобится 52 миллиона рублей. На внутреннюю отделку квартир потребуется приблизительно 28 миллионов рублей. Отметим, что жильцы из 33 квартир дома на Шахтеров получат от государства материальную помощь в размере 343 тысячи рублей на каждую семью.

    Поделиться