Всемирный день казачества в 2014-м году выпал на 13 ноября

Второй четверг ноября - красный день в календаре казачества по всему миру. Этот праздник учрежден ООН в 1989 году.

Но казаки - вольный народ: международная организация, к примеру, не указ для Кубанских казаков, которые празднуют свой день 19-го октября. Впрочем, 13 ноября - в этом году Всемирный день казачества выпал именно на эту дату - хороший повод вспомнить об участии казачества в российской истории и завести разговор о роли казачества в современной России.

Казаки на сцене современной истории это и повод к гордости, и причина восклицать "ужас-ужас-ужас".

С какими только номерами они на ней ни выступают! Тут и героизм участников ополчения украинского Юго-Востока, и маскарадная пририсовка на телеэкранах своей смелости.

Например, попытка защищать нравственные ценности, накостыляв участницам группы "Пусси Райот" не может не вызывать смех. Думаешь, да это жестковатый, но в чем-то равновесный перформанс, эстетически взбесившиеся девушки получили симметричный ответ. Молодцы, казаки! Но услышав угрозы сорвать спектакль Леониду Мозговому, собравшемуся в клубном формате читать набоковскую "Лолиту", и забросать дом-музей Набокова тухлыми яйцами, думаешь "Вот, дураки".

Читая подметные письма с угрозами директору известному на весь мир музея - не ту он выставку устраивает, посчитали чересчур смело подавшиеся в арткритики казаки - хватаешься за голову "Идиоты". А увидев письма ему же в поддержку - снова от казаков, думаешь: нет, все-таки молодцы!

Вот такие они казаки, из огня да в полымя.

В интернете наделал фурору видеоролик с ответом на вопрос о моральном облике православного воинства, митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. В нем он прямо говорит о казаках "Алкоголики и блудники. Никого не увидите в храмах. Все по пивным да на рыбалке. Какое православное воинство?! Ряженые люди".

Критика, конечно, болезненна, но полезна.

И она никак не перечеркивает, ни славной истории, ни трагической судьбы казачества, особенно в XX веке.

Святейший патриарх Кирилл объявляя 1 сентября, когда празднуется Донская икона Божией Матери, днем православного казачества, сказал о казаках как представителях " особого сословия", к которому народ относился "с великим уважением и любовью".

Когда журналисты РГ не так давно были в гостях в архиве социально-политической истории, нас сразу же пригласили на выставку "Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания".

- Казачество - этнос или сословие? - сразу же спросили мы у доктора наук, начавшего с нами разговор.

- Ну, конечно, сословие, - был ответ.

"Казак - служивый человек, преданный вере, Церкви и Отечеству своему" - подчеркивал Патриарх Кирилл, объясняя, почему Церковь взяла на себя миссию содействовать возрождению казачества: "Это действительно опора государства, это опора народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной." А само возрождение казачества он назвал "неким Божием чудом", доказательством того, что можно извести людей, но нельзя уничтожить идеал.

Идеал же этот подразумевал прежде всего служение Отчеству. Служение ратное, самое трудное. Когда душу свою за други своя.

Очевидные современные заслуги казаков - охрана Церкви, храмов и православных святынь от опасных и кощунственных деяний.

Ну и, конечно, добровольческое участие в боевых действиях на Юго- Востоке Украины

- Известный репортер Марина Ахмедова цитирует в фейсбуке разговор со своим героем - казаком Мироном:" Когда я привел домой пленного украинского командира, моя жена начала ругаться. А когда я ей его представил, она сказала ему - "… сынок, как же так?". Мы его переодели, побрили, нажарили ему картошки. И тогда он сел за стол, закрыл лицо руками и заплакал. А я говорю - "Ну, че ты плачешь,?".

История