14.11.2014 16:09
    Поделиться

    В Петербурге простились с легендарным спектаклем театра Ленсовета

    В петербургском Театре имени Ленсовета в последний раз сыграли спектакль "Фредерик, или Бульвар преступлений". Поставил его в 2002 году Владислав Пази, художественный руководитель - директор театра (с 1996 по 2006 год, до ухода из жизни). Это пьеса-фантазия о театре французского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта.

    Впервые она была поставлена в 1998 году в парижском театре Мариньи с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли. "Бельмондо посвящается этот наш общий сон о Фредерике Леметре, которого он мечтал сыграть, а я - выразить в слове, - писал Шмитт, - поскольку само звучание этого имени для всех нас, людей театра, олицетворяет любовь к нашей профессии". Фредерик Леметр - знаменитый актер, звезда, легенда, реальный исторический персонаж, живший в XIX веке.

    Ленсоветовцы за 12 лет сыграли спектакль 215 раз и 13 ноября - в последний раз. Все эти годы главную роль бессменно исполнял народный артист России Сергей Мигицко. За нее он получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит". На прощальном вечере среди зрителей оказался и автор пьесы, один из самых популярных драматургов Европы. В эти дни он участвует в фестивале, посвященном ему, под названием "Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге", который проводит Молодежный театр на Фонтанке.

    Шмитт был на спектакле "Фредерик…" в театре Ленсовета в 2005 году. В Петербурге его знают как автора пьес "Загадочные вариации", "Малые супружеские преступления", "Оскар и Розовая дама", "Фредерик, или Бульвар преступлений" и постановке Романа Виктюка "Последняя ночь Дон Жуана". Кто-то подсчитал, что его пьесы играют в 40 странах. Шмитт - это и фильм "Распутник". Эту комедию одновременно поставили в парижском театре "Монпарнас" и берлинском "Шаубюне", а затем экранизировали во Франции - главные роли сыграли Венсан Перес и Фанни Ардан.

    Писателю 54 года, он живет в Брюсселе, пишет романы, повести, новеллы, эссе, киносценарии и пьесы. У него философское образование, а от карьеры профессионального музыканта он отказался.

    На поклонах, когда актерам дарили цветы и кричали "браво!", Эрика-Эмманюэля Шмитта просто искупали в любви, овации не смолкали, зрители стоя приветствовали автора, он даже не смог сдержать слез.

    - Мерси, мерси, мерси! - произнес Шмитт. - Еще 9 лет назад, когда я приезжал в ваш город и смотрел спектакль, я испытал огромное счастье - увидел русского Фредерика на бульваре преступлений. Сегодня я испытал сильнейшее потрясение. И еще раз убедился, что лучшие артисты в мире - в России.

    А потом была неофициальная часть, на которой побывал и корреспондент "РГ". За столами с чаем и пирогами собралась труппа и французские гости. Слово взял главный режиссер Юрий Бутусов:

    - Сегодня в нашем театре премьерное настроение, и это хороший повод вспомнить еще раз Владислава Борисовича Пази, с улыбкой поклониться ему, сказать "спасибо". Спектакль прожил достойную жизнь, побывал во Франции, в Москве, Риге, на многих фестивалях, и очень радостно, что он уходит не дряхлым старичком, а в хорошем состоянии, на подъеме.

    Директор театра Валерий Градковский поблагодарил артистов, игравших во "Фредерике…", композитора Евгения Стецюка, написавшего музыку к спектаклю (она стала знаковой для ленсоветовцев, звучит на многих мероприятиях, а у некоторых - даже в телефоне), Шмитта - за драматургию: в театре Ленсовета с успехом шел еще один спектакль по его пьесе - "Оскар и Розовая дама" с Алисой Фрейндлих в главной роли, также поставленный Владиславом Пази. И сообщил, что одной из следующих работ театра будет спектакль по пьесе Шмитта.

    Актеры Светлана Письмиченко, Сергей Перегудов, Александра Камчатова, Александр Новиков, Александр Солоненко приготовили для гостей концерт из французских и русских песен. А студийцы, новое поколение театра Ленсовета - выпускники курса Анны Алексахиной и Юрия Бутусова - исполнили песню, которую они сочинили в память о спектакле "Фредерик…" Олег Леваков, актер и режиссер, заметил: "На этом спектакле многие молодые артисты учились и учатся, постигают мастерство". Леваков был исполнителем ролей директора театра Гареля и барона де Ремюза, а также поддерживал спектакль в хорошем состоянии после ухода из жизни Владислава Пази.

    - Я хочу сказать вам "спасибо" за то, что 12 лет "Фредерик…" жил полной жизнью. Такое огромное количество спектаклей - это подвиг, это подарок, спектакль становился лучше и лучше, - признался Шмитт. - Я благодарен Владиславу Пази. Я благодарен Сергею Мигицко. И если 9 лет назад, глядя на него, я чуть-чуть иногда вспоминал Бельмондо, то сегодня, смотрев спектакль, думал только о нем. Для всех нас, любящих театр, он воплотил в себе актера - во всей его наготе, обнаженной беззащитности, в его любви к профессии, в трагедии и радости, которые мы переживали вместе с ним. Если бы вы знали, насколько для француза трогательно увидеть, как в зимнем Санкт-Петербурге оживает мифический Париж 1830 года, бульвар преступлений с его балаганными артистами и страстями! И если я принес вам бумагу, то вы зажгли ее и осветили этот магический мир.

    Я благодарен Молодежному театру на Фонтанке, который организовал фестиваль и позволил мне приехать сюда, я рад, что мы продолжаем эту историю любви - любви актеров, любви к культуре двух стран, - и надеюсь, что в результате этих встреч у нас будет много-много маленьких детей.

    Прямая речь

    Сергей Мигицко, народный артист России:

    - Владислав Борисович Пази, светлая ему память, обладал талантом "схватить" шикарный материал. Он очень много читал, его стол всегда был завален книгами, периодикой, и эту выдающуюся пьесу он где-то "поймал". Знаю, что он мучился с выбором актера на роль Фредерика, я не был бесспорной кандидатурой и благодарен ему за доверие. У нас замечательный актерский ансамбль, мы очень много придумали вместе, прошли огромный путь. Я бы никогда и никому такую роль не отдал.

    Кстати

    Скоро в России выйдет книга Э.-Э. Шмитта "Доля другого" (2001 год). Это исторический и утопический роман об Адольфе Гитлере, ставшем художником-сюрреалистом.

    Поделиться