При получении такого письма не стоит паниковать, но отреагировать нужно, советуют эксперты. "Понятие "налогового разрыва" в Налоговом кодексе не употребляется, то есть никаких наказаний за наличие такого "разрыва" нет. Другое дело, что налоговики используют это понятие для текущего мониторинга налоговой нагрузки на компании, чтобы планировать выездные налоговые проверки и выявлять "фирмы-однодневки", - говорит председатель комитета по налогам московского отделения "ОПОРЫ России" Сергей Зеленов.
Основная цель рассылки такого рода писем - получение разъяснения от руководства компании по поводу снижения доходности и получение документов о деятельности компании вне налоговых проверок, которые используются для предварительного анализа необходимости проведения мероприятий налогового контроля. "Сам по себе факт неявки представителя компании может послужить поводом отнесения компаний к категории "однодневок" или планированием ее на выездную проверку", - сказал Сергей Зеленов. "Налогоплательщикам не стоит забывать о том, что согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ (на которую обычно ссылаются налоговые органы) налоговая может вне проведения проверок запрашивать документы только по конкретной сделке, а не по всей деятельности предприятия. Поэтому, несмотря на то что на подобного рода "приглашение" налогового органа отреагировать нужно, все документы и сведения, которые налоговый орган захочет увидеть, нести совершенно не обязательно, кроме случаев, когда истребуются документы по какой-то конкретной сделке", - подчеркнул Зеленов.
По информации директора юридической компании "Центр правового обслуживания" Анны Коняевой, в последнее время существенно возросло количество требований налоговиков о необходимости пояснить "налоговый разрыв". Как правило, подобные требования - как устные, так и письменные - поступали в адрес налогоплательщиков и ранее. Однако в большинстве случаев инспекторам было достаточно аргументированных объяснений, а расхождения не влекли негативных последствий для компаний.
Теперь ситуация может измениться. "С помощью требований налоговики хотят получить объективную информацию о реальном положении дел в тех или иных отраслях, а затем на основании полученных данных провести проверки отдельных компаний. По мнению налоговиков, такие меры позволят более эффективно бороться с налоговыми разрывами и будут носить превентивный характер", - рассказала Анна Коняева.
Компании стоит заранее подготовиться к возможным вопросам налоговиков. Чтобы обезопасить себя от претензий со стороны налоговых органов и минимизировать риск проведения выездной налоговой проверки, эксперты дают следующие рекомендации. "Во-первых, сверить показатели компании со среднеотраслевыми показателями. Во-вторых, проверить, соответствует ли основной ОКВЭД виду деятельности, который реально осуществляет компания. Если есть расхождение, то ОКВЭД лучше изменить. В-третьих, если показатели компании отличаются от среднеотраслевых по стране, то надо продумать аргументированные объяснения такого расхождения: специфика региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Не стоит злоупотреблять такими стандартными объяснениями, как рост цен, обновление производства. И стоит позаботиться о сборе надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих аргументированное обоснование налогового разрыва. Подавать уточненные декларации мы советуем только в крайних случаях, когда вследствие тех или иных причин очевидно, что компании не удастся отстоять свои интересы в суде", - пояснила Анна Коняева.
Письма налоговики используют для увеличения сбора налогов, говорят эксперты. "Такие письма налоговиков существуют и являются ярким подтверждением тренда, направленного на повышение собираемости налогов. Наши клиенты чаще получают из налоговой вызовы на комиссии по легализации налоговой базы и вызовы на допросы конкретным физическим лицам (руководителям, бухгалтерам и др.). Последствия от таких "визитов" в налоговую инспекцию могут быть разные: директор дал исчерпывающие пояснения, и он свободен, а могут, наоборот, обернуться для бизнеса налоговой проверкой или большими штрафами", - рассказывает Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП".
По ее мнению, в случае получения письма не стоит сразу исправлять отчетность. "В этой ситуации лучше привести ОКВЭД в соответствие с сегодняшним бизнесом, а в ответном письме в налоговую кратко пояснить, как образовался налоговый разрыв. Под один код ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у предпринимателя собственное производство. Также можно использовать для пояснений "разрыва" и стандартные причины, которые имеют место в бизнесе, а именно рост цен, обновление производства", - советует Ольга Пономарева.
Налоговикам рассылка подобных писем помогает улучшить показатели работы. "Инспекторы подтверждают, что в случае если налоговый разрыв вызван объективными причинами и не обусловлен налоговыми правонарушениями, то каких-либо последствий для налогоплательщика, конечно же, быть не может. Однако на практике в большинстве случаев инспекция "просит" налогоплательщика подать уточненные декларации, с тем чтобы нивелировать возникший разрыв. Конечно же, эти "просьбы" не являются официальным требованием и выполнять их не обязательно. Они обусловлены тем, что сводные показатели о "налоговых разрывах" по территории, которую администрирует инспекция, влияют на оценку вышестоящим Управлением ФНС качества работы инспекции. То есть чем ниже сводный показатель "налогового разрыва", тем выше КPI налоговых инспекторов", - пояснила руководитель Управления проектного консалтинга по налогам и бухгалтерскому учету компании "Финэкспертиза" Юлия Дьячкова.