Детей патриотизму и гордости за свою страну в ФРГ вообще не учат. Считается, что они либо есть, либо их нет, насильно "прививать" их не требуется. Внутри страны немцы не кричат на каждом углу, в том числе в печатных и электронных СМИ, что они "самые-самые", однако не скрывают гордости за свое государство, когда иностранцы восторженно отзываются о хваленых немецких качествах - дисциплинированности, порядке и аккуратности.
Понимание патриотизма и любви к родине здесь связывается со стремлением улучшить Германию по всем параметрам. Сдержанность немцев в отношении безграничного патриотизма и "патриотического воспитания" объясняется кроме прочего, конечно, германской историей. Фраза "я горжусь, что я немец" была главным лозунгом во времена национал-социализма, вызвавшего одну из самых ужасающих катастроф на нашей планете. Немцы на себе испытали, к чему может привести утрированный патриотизм. Поэтому педалирование патриотизма, основанного на собственной исключительности и превознесении всего государства, в Германии считается предосудительным. В государственных и учебных учреждениях или, например, полиции и прокуратуре ФРГ не найдешь портретов канцлера и президента. В школах нет никаких уроков патриотизма, пения национального гимна перед началом учебного дня, в вузах никаких лекций о славе и величии родины, а на государственном уровне никаких демонстраций во славу ФРГ с гимном и веющими национальными флагами.
Конечно, в Германии есть и региональный патриотизм. Однако он носит скорее этнографический характер. Например, баварцы на праздниках гордо выхаживают в своих кожаных штанах и дуют в охотничьи рожки, кельнцы безгранично любят свой карнавал, а берлинцы сухой прусский юмор. Однако в целом этот патриотизм такой же, как и государственный, - тихий, невысказанный, направленный не на сравнение с другими регионами или нациями, а вовне, то есть спокойное понимание того, чего достигла твоя земля или страна, чем она может гордиться, и простая удовлетворенность этим.