02.12.2014 23:52
    Поделиться

    В Большом театре поставили оперу "История Кая и Герды"

    В Большом театре поставили сказку для детей
    Теперь на сцене Большого театра, кроме традиционного новогоднего "Щелкунчика" Петра Чайковского, юная публика сможет увидеть и другую красивую зимнюю сказку - оперу "История Кая и Герды" Сергея Баневича на сюжет "Снежной королевы" Ханса Кристиана Андерсена. Постановщик спектакля - Дмитрий Белянушкин, художник - Валерий Левенталь, дирижер - Антон Гришанин.

    Большой театр продолжил на Новой сцене свою детскую серию: вслед за "Мойдодыром", "Путешествием по оркестру" и оперой "Дитя и волшебство" появилась "История Кая и Герды". Написанная по сказке "Снежная королева", эта опера Сергея Баневича в разных авторских версиях шла больше тридцати лет на сцене Мариинского театра, и Герду там пела даже Анна Нетребко. Но для Большого театра композитор сделал четвертый вариант партитуры, и новый Пролог - с отрывистым, жестким оркестром, озвучивающий жутковатый мир кривляющихся с осколками "зеркала зла" троллей, дал эффектный разбег театральному действию.

    Переиграть любимые всеми поколениями образы мульти- и киноэкранных Снежной королевы, Оленя, Кая и Герды из шварцевской сказки, непросто. Но постановщики Дмитрий Белянушкин и Валерий Левенталь создали не менее впечатляющее зрелище, полное чудес и волшебства. Только вместо шварцевского Сказочника на сцене появился в вихре ветра Фонарщик с тем же знаменитым заклинанием "крибле-крабле-бумс" - обаятельный Александр Миминошвили, ловко достававший из ладони огонь и вообще показывавший всякие фантастические фокусы. По взмаху его руки и открылся нарядный город с разноцветными домиками чуть больше роста детей, бодро промаршировал по его улице веселый оркестр пожарников в красных мундирах со сверкающими медными инструментами, толпа окружила кукольный театр, из ширм которого выскочили балерина и оловянный солдатик. А Кай и Герда (Богдан Волков и Ольга Кульчинская) спели, как и полагается, проникновенный дуэт о верности и любви, во время которого роза в горшке зацвела.

    Но абсолютно неожиданной в этой истории оказалась сама Королева - не ослепительная белоснежная красавица, а черная, страшная, опасная - Королева тьмы (Евгения Сегенюк). Ее угрожающий голос, быстрые удары ледяной палочкой Каю в грудь, мрачное царство с потусторонними белыми девочками, перебирающими с застывшими глазами осколки льда, не могли очаровывать. И даже грубый бесшабашный мир разбойников во главе с рыжеволосой Атаманшей, шокирующей своим басом (Николай Казанский) был не так опасен, как демонический мир Королевы. Шайка воров горланила пугающие песни, а нелепой и простодушной верзиле Маленькой разбойнице (Ксения Вязникова) через Герду открылась любовь.

    Без северного оленя - тоже не обошлось. Только он в этой истории оказался белого цвета и пел нежным басом из-за кулис (Александр Миминошвили). Он помог, как известно, Герде найти Кая. Любовь восторжествовала. Это урок сказки Андерсена, а урок спектакля и в том, чтобы, как дружно спел финальный квинтет - Кай, Герда, Бабушка, Фонарщик и Маленькая разбойница, "была радость в каждом доме". Надо заметить, что и оркестр под руководством Антона Гришанина оказался здесь на высоте, красуясь тембрами инструментов, богатством мелодий, ритмическим драйвом. И без этого сказки музыкальной точно бы не получилось.

    Поделиться