Новости

08.12.2014 14:25
Рубрика: Культура

Вышел в свет "Антипутеводитель по современной литературе"

Книгу самого злого российского литературного критика Романа Арбитмана "Антипутеводитель по современной литературе. 99 книг, которые не надо читать" сначала представили на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction №16, затем в Литературном музее и напоследок в Еврейском общинном центре.

Роман Арбитман, автор сатирических детективов и знаменитой "Истории русской фантастики", решил помочь отечественному читателю не тратить деньги и время на приобретение и осваивание печатного хлама. В его антипутеводителе - рецензии на самые заметные книги самых заметных авторов последних нескольких лет, и все со знаком "минус". В числе рецензируемых немало корифеев современной литературы и даже лауреатов литературных премий.

Автор ни в коем случае не говорит, что все упомянутые в книге - плохие писатели. Просто у всех случаются досадные неудачи, слишком разрекламированные издательствами как хорошие, главные книги года. "Когда фамилия автора на слуху, рука читателя сама тянется к кошельку, - пишет в предисловии Роман Арбитман. - Когда автора представляют как лауреата какой-нибудь известной премии, у его книг еще больше шансов. Когда автор (писатель или политик) вдобавок ко всему мелькает в телеящике, то любое произведение его может запросто стать лидером продаж. Но… Вы наверняка знаете, что в мире ничто не вечно, а тем более такая хрупкая вещь, как талант. Тот, кто когда-то писал хорошо, теперь может писать посредственно. Тот, кто раньше писал посредственно, теперь может писать омерзительно. Писатель порой смахивает на рыбака, который долго удил свою рыбешку в мелком озере сюжетов и тем, со временем переловил всю - и остался на берегу с бесполезной удочкой. Так что, снимая с полки новую книгу когда-то гремевшего автора, вы рискуете прикупить банку с тиной и десятком головастиков".

Кроме того, автор напоминает, что издание книг сегодня - это, прежде всего, бизнес. Выпускают не самое лучшее, а то, что можно будет продать легко и быстро. Из-за этого авторы превращают написание новых книг в конвейер.

Антипутеводитель разделен на четыре части: в первой собраны рецензии на легкое чтиво, во второй - серьезную литературу, в третьей - публицистику и мемуаристику, в четвертой - на биографии известных персон.
В первый раздел попали лидеры тиражей и продаж Дарья Донцова, Александра Маринина, Сергей Минаев, Татьяна Устинова, Маша Трауб и многие другие. Маринину Арбитман называет "литературно-коммерческим проектом" и ругает за плохой стиль: "Маринина и раньше не могла похвастать особыми красотами стиля, но в последних романах, кажется, и вовсе перестала выбирать слова". Минаева и его "Москва, я не люблю тебя" антипутеводитель ругает за логические нестыковки, фабульные просчеты и неуместные аллюзии. Екатерину Вильмонт - за бедноту сюжета. И так далее - у каждого находится свой грешок.

Во втором разделе Роман Арбитман разоблачает ту литературу, которая гордо называет себя "высокой". Беллетристику автор называет "младшей" сестрой литературы, а серьезную литературу - "старшей". Правда, по словам Арбитмана, "жанровые прибамбасы" беллетристики старшая сестра использует активно - "но с таким показным отвращением к массовой литературе, что даже намек на развлекательность отовсюду улетучивается сам собой".

Сборник рассказов лауреата "Русского Букера" Михаила Елизарова "Мы вышли покурить на 17 лет" Арбитман ругает за излишнюю мрачность написанного. Лишь в паре рассказов "чуть проблескивает солнце, в остальных же убогий мир погружен в темную и смрадную выгребную яму, где копошатся безумные фрики ("Маша"), безвольные амебы ("Кэптен Морган"), жалкие перверты ("Паяцы"), юные обдолбыши ("Берлин-трип. Спасибо, что живой")… и т.п."

Книга "Математик" Александра Илличевского, лауреата премий "Русский Букер" и "Большая книга", также попала в "Антипутеводитель". Автор отмечает, что в романе, прототипом главного героя которого стал знаменитый математик, отказавшийся получать премию Филдса за доказательство гипотезы Пуанкаре, Григорий Перельман, "язык часто не в ладах со вкусом, а выплеск авторского "я" - с чувством меры", "три четверти объема книги заполняется "белым шумом" - порой любопытными, чаще банальными, но в любом случае ни к чему не обязывающими рассуждениями: об альпинизме и алкоголизме, казаках и хазарах, Голливуде и геноме и т.д."

В третьей части путеводителя критике подвергаются мемуары известных людей - режиссеров, писателей, общественных деятелей. Автор уверен: всякий, кто намерен браться за публицистику, должен подходить к этому со всей серьезностью - как-никак, поучать берется. Мемуары Эдуарда Лимонова "В Сырах" безжалостно критикуются за низкое качество самого текста и излишнюю любовь к собственной персоне. Его же "Апология чукчей: мои книги, мои войны, мои женщины" - за практически повторение самого себя после "В Сырах" и стилистическую бедноту языка. Захара Прилепина в книге "К нам едет Пересвет: Очерки и эссе. Отчет за "нулевые" - за излишнюю смелость в оценке былого - политики, литературы, себя.

В четвертой части книги Арбитман критически прочитывает многочисленные биографии известных людей. Авторы таких биографий спекулируют на громко звучащем имени: их герои известны, популярны, а, следовательно, о них обязательно прочитают. Но, чтобы стать хорошим биографом, мало только одного желания: "Надо еще, чтобы автор умел настроиться на чужую волну. Чтобы не боялся архивов. Чтобы был придирчив к бумажкам… Чтобы не утонул в материале, путая главное с третьестепенным… Чтобы не позволил своему благоговению перед персонажем превратить биографию в житие святого". Именно таких сомнительных биографий на книжных полках гораздо больше, чем добротных.

В необъективности подозревает Роман Арбитман автора книги "Аксенов" из серии "ЖЗЛ" Дмитрия Петрова: "…автор биографии старательно сглаживает все углы в пользу своего персонажа. Что бы ни случилось, главный герой книги прав - и точка. Если у Аксенова трения с Евтушенко, виноват Евтушенко. Если у Аксенова конфликт с Бродским, виноват Бродский". В малоинтересных частностях потонул автор книги "Александр Беляев" из серии "ЖЗЛ" известный антишолоховед Зеев Бар-Селла. Также автор, по мнению Арбитмана, слишком увлекся незаслуженным сравнением Беляева с Михаилом Булгаковым. Попадает во внимание критика и книга Сергея Белякова "Гумилев сын Гумилева", автор которой на протяжении восьмисот страниц доказывает, будто чуть ли не единственное достоинство Льва Гумилева - именно в том, что он сын известного поэта Николая Степановича Гумилева.

На презентациях новой книги у Романа Арбитмана интересовались: "Почему вы не хотите написать путеводитель со знаком "плюс" - 99 книг, которые нужно читать?" На что Арбитман отвечал: "Это сделают за меня. Каждый день в интернете, в газетах и журналах выходят сотни положительных рецензий, а сделать сборник отрицательных рецензий не отважился пока никто". Впрочем, как уверен автор, выбор всегда остается за читателем - прислушаться к мнению "Антипутеводителя", собственному опыту или тому, что сулит реклама.

Книги Романа Арбитмана
  • "Живем только дважды" (сборник статей),
  • "История советской фантастики" (монография-мистификация под псевдонимом Рустам Станиславович Кац),
  • "Перемена мест" (под псевдонимом Лев Гурский),
  • "Спасти президента" (под псевдонимом Лев Гурский),
  • "Траектория копья" (под псевдонимом Лев Гурский),
  • "500 спойлеров. Мировое приключенческое кино в буквах" (сборник статей под псевдонимом Лев Гурский),
  • "Попались" (под псевдонимом Лев Гурский).
Культура Литература Гид-парк