Косаченко: Я удалила клетку мозга, которая отвечала за Виталия Петрова

Очередной сезон "Формулы-1" завершен, и его последние итоги не могли не порадовать российских болельщиков. Первый в истории Гран-при России в Сочи был признан лучшим этапом года в "королевских гонках", а наш пилот Даниил Квят стал лучшим новичком.

Об этом, и не только, мы поговорили с Оксаной Косаченко - человеком, больше которого в России о "Формуле-1" мало кто знает. Косаченко была менеджером первого российского пилота в "королевских гонках" Виталия Петрова, а затем трудилась коммерческим директором команды "Катэрхэм".

Оксана, Гран-при Сочи назвали лучшим этапом сезона "Формулы-1". Согласны с такой оценкой?

Оксана Косаченко: С точки зрения организации, спорта и так далее все действительно отлично и прекрасно. Нет вообще никаких нареканий, и последний менеджмент, который пришел - это те люди, которые как минимум понимают, что от них хотят. Трасса сделана по всем стандартам. Да, она узковата, но никаких проблем с ней нет. Однако, откровенно говоря, первое Гран-при - это далеко не самое сложное. У вас есть машина, где четко прописан каждый шаг. И вы просто должны в нее влиться. Не помню ни одного провального дебюта, за исключением Кореи. Там было все блестяще организовано, но просто люди не приехали, потому что это край Земли. А все другие сработали прекрасно. Есть механизм, Берни Экклстоун отправляет своих советников, которые прекрасно знают всю технологию нового Гран-при. Надо просто выполнять то, что написано в инструкциях. А Берни очень много помогал. Он вообще очень любит Россию. И Гран-при в Сочи - действительно важное событие. И очень здорово, что мы его провели. Но первая гонка, еще раз повторю - не самое сложное. Людям, которые занимаются Гран-при России, придется очень много работать на второй, и особенно на третий год.

Что, по вашему, надо улучшать организаторам?

Оксана Косаченко: Глядя на это со стороны, мне кажется, что надо активнее задействовать зрительскую зону. Олимпийский парк очень большой, и там можно организовать много интересных событий - это не только концерт Ленни Кравица. Зрителю, который уже приехал, я бы давала гораздо больше. Можно не просто продавать майки и кепки. Компании-спонсоры посмотрели, что есть интерес, все нормально, и они могут на следующий год предложить болельщикам разнообразные развлечения. Но начинать надо гораздо раньше. Вспомните, сколько лет продавались билеты на Олимпийские игры. И сравните с "Формулой-1", билеты на которую начали продавать только в мае. Это очень немного времени. Второй вопрос, не имеющий прямого отношения к организаторам, но с их подачи это могло бы сработать. Вопрос логистики стоит очень остро. На "Формулу-1" не было выделено дополнительных чартеров. Спасибо хотя бы, что в этом году регулярные рейсы осуществлялись большими самолетами. Но все равно этого мало. Наверное, можно организовывать какую-то чартерную программу из Лондона, Милана, Франкфурта, откуда можно бы было вести иностранных болельщиков.

Лучший новичок года, наш Даниил Квят перешел в "Ред Булл" на место Себастьяна Феттеля, который четыре раза становился в этой команде чемпионом мира, наверняка и от Даниила ждут подобных результатов. Насколько оправдано?

Оксана Косаченко: Конечно, нам всем очень хочется, чтобы Даня пришел в "Ред Булл" и всех победил. Но мы, как люди чуть-чуть подготовленные в этом вопросе, понимаем, что это может случиться, но только если это будет яркое стечение обстоятельств. Скорее всего, он поедет, конечно, побыстрее, чем в "Торо Россо", потому что здесь другая машина, ресурсы, больше возможностей. Но мы не будем забывать, что в "Ред Булле" есть еще и Риккардо, который вытворяет чудеса. Как психологически Квят это воспримет? Поэтому не надо ждать, что Даня будет сразу вскакивать на верхние ступеньки пьедестала. Но будет на сто процентов лучше, чем в этом году.

Подиумов от Квята можно ждать?

Оксана Косаченко: Конечно. И подиумов, и побед. Даня Квят - наш чемпион. Он может сидеть и до ночи разбираться в мельчайших деталях. Все уже спать хотят, а он будет разбираться. С другой стороны, надо понимать, что "Мерседес" будет развиваться и дальше. А "Ред Буллу" надо сделать шаг вперед.

На что может рассчитывать Даниил Квят в "Ред Булле", машины которого оснащены двигателями "Рено"? В прошлом сезоне эти моторы были явно слабее "Мерседеса".

Оксана Косаченко: Это важная деталь технического свойства. Новый менеджер "Рено" хотел этого с самого начала, когда говорил еще два года назад, что им не нужен никто кроме "Ред Булла". И он своего добился. Сейчас у него всего две команды - "Ред Булл" и "Торо Россо". А на две команды работать - это не на четыре. Там пройдет серьезная реструктуризация и сейчас, думаю, они будут этому уделять очень много внимания. Они будут серьезно вкладываться и развиваться.

На результатах это быстро скажется?

Оксана Косаченко: Я не жду, что в прямо следующем году "Рено", да и остальные, смогут на равных конкурировать с "Мерседесом". "Феррари" точно не будет, непонятно, что ждать от "Хонды".

Какие перспективы попасть в "Формулу-1" у Сергея Сироткина, который в Сочи дебютировал в качестве тест-пилота "Заубера"?

Оксана Косаченко: Если хотите правду, то я отвечу пословицей: "Не надо бежать впереди паровоза". И этот забег, на мой взгляд, возможно, стоил Сергею места в "Формуле-1". Не надо заявлять о том, что у тебя есть столько-то миллионов, когда у тебя их нет. Вот когда у тебя деньги есть на банковском счете, и ты можешь ими распоряжаться, тогда надо о них говорить. А если это "гипотетически" - это совсем другая история. Здесь менеджмент господина Сироткина, и прежде всего его невероятно симпатичный и очень умный отец, мне кажется, пошли на опережение и попытались сначала заявить, что у них что-то есть, а потом побежали деньги искать. Они чуть-чуть поспешили, заявляя, что есть финансирование и будет поддержка пилота. А особенно обидно то, что Сергей правда очень талантливый пилот. Но колоссальные ошибки его менеджмента стоят ему гоночной карьеры. Боюсь, что Сергею Сироткину нет места в "Формуле-1" на следующий год. Если, конечно, не появятся новые команды или не вернутся старые. И это не его проблемы, а вопросы менеджмента. Даня Квят, конечно, в более удобной, выгодной и перспективной ситуации, чем Сергей Сироткин. И вопрос, нужен ли "Формуле-1" сейчас второй русский пилот.

На недавнем всемирном совете Международной федерации автоспорта решили отменить двойное количество очков в последней гонке сезона. То есть эксперимент не оправдался?

Оксана Косаченко: Прежде чем принимать какие-то решения, надо взвесить, для чего это делается. Берни Экклстоун изначально говорил, что на последних этапах мы очень сильно теряем аудиторию. Поскольку, как правило, судьба чемпионата уже решена и мы понимаем, кто станет чемпионом. Только мы забываем, что в минувшем сезоне третьим от конца этапом был американский Остин, где аудитория только растет и интерес зрителей очень сильно подогревается. Далее - Бразилия, в которой на сегодня самая высокая телевизионная аудитория у "Формулы-1". Там настолько сильны традиции, у них столько имен - это их стиль жизни. В связи с тем, что Бразилия стала не последним этапом, это еще больше повысило интерес. Если же говорить об Абу-Даби, на котором удвоили очки ради увеличения зрителей, то куда больше-то? Там трибуны забиты. Причины простые: близость к Европе, комфортная погода в конце ноября, люди прекрасно выезжают на неделю и отдохнуть, и посмотреть гонку. 18 процентов аудитории этого этапа - русские. Самолеты из Москвы летели туда забитыми, даже в бизнес-классе. Для этих людей "Формула-1" - просто часть большой развлекательной программы. Они приезжают надолго, семьями. Берни думал, что разница в начислении очков сработает, и мы увидим серьезную борьбу за титул. А мы увидели борьбу за десятую позицию, и все. Но, как говорит сам Экклстоун, лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и потом сожалеть, что не сделал этого. Попробовали и решили, что не годится. Есть четко устоявшаяся система начисления очков, она и будет работать. Но, думаю, эта история скорее для отвлечения внимания от других проблем, которые есть в "Формуле-1".

И какие же у нее более важные проблемы?

Оксана Косаченко: Потеря аудитории, прежде всего телевизионной. Если брать с 2011 года по сегодняшний момент, то потеряна почти треть - 27-30 процентов. Потому что колоссальное развитие получили цифровые медиа, социальные сети. Вся молодежь идет туда. Вообще в мире есть только два вида спорта, которые не потеряли ТВ-аудиторию - американский баскетбол и футбол. Телевизор вообще смотреть стали меньше. Думаю, Экклстоун сейчас ситуацию изучит и начнет уходить в социальные медиа.

А нет идеи, что падение аудитории происходит из-за предсказуемости результатов? Четыре года доминировал "Ред Булл", теперь - "Мерседес".

Оксана Косаченко: Конечно. Поэтому и попытались добавить интерес за счет двойных очков в Абу-Даби. Но "Мерседес" с самого начала так оторвался, и поэтому привлекать зрителя нужно другими способами. При этом нужно понимать, что господин Экклстоун - наемный менеджер. Акциями владеет крупнейший в мире инвестиционный фонд. Экклстоун, конечно, пользуется колоссальным авторитетом, но он не единолично принимает решения. Он должен пойти и посоветоваться с управляющим, который курирует "Формулу-1", Дональдом Маккензи. Потому что создание интернет-платформы - это серьезные расходы, которые кто-то должен понести.

И напоследок не могу не спросить о Виталии Петрове?

Оксана Косаченко: Я не думаю, что вашим читателям это важно (улыбается).

Это правда важно.

Оксана Косаченко: Важно? Тогда так скажу. Я в последний раз разговаривала с Виталием в феврале 2013 года. На мои SMS и поздравления с днем рождения он не отвечает. У нас существует действующий контракт, по которому он не имеет права общаться ни с кем, минуя менеджмент - не только меня, но и всю нашу группу. Он предпочел этот контракт нарушить. Недавно я провела себе операцию на мозге и удалила из нее ту клетку, которая отвечала за Виталия Петрова. Для меня Иванов-Петров-Сидоров действительно встали в один ряд.

Вся эта ситуация как минимум странная.

Оксана Косаченко: Я уже не даю никаких оценок. Больше десяти лет, которые мы вместе провели, чему-то научили и его. Он побывал на подиуме "Формулы-1", его узнали. Но мы тоже чему-то научились. Я ему ничего не должна. Он должен очень много, очень серьезную сумму денег. Но пусть это будет на его совести. В конечно счете у всех нас есть один судья, и мы все там будем. Мы все совершаем странные поступки. Я выводы для себя сделала. И поняла одну вещь - я больше никогда не буду менеджером пилота. Никогда. Я не знаю более неуважительной работы. Честно могу сказать - я ни разу не слышала слова "спасибо". А я - человек с достаточно жестким и консервативным воспитанием. И для меня слова "спасибо" и "пожалуйста" - это как "добрый день" и "до свидания". А поскольку я ни разу не слышала "спасибо", то подумала - зачем мне себе создавать проблемы? Больше этой работой я заниматься не хочу и не буду. Все.