11.12.2014 16:38
    Поделиться

    Эксперты решили, как сделать движение на дорогах менее опасным

    10 декабря в медиацентре "Российской газеты" состоялся круглый стол "Воспитываем грамотного, культурного, законопослушного участника дорожного движения". В мероприятии приняли участие начальник ГУ ОБДД МВД РФ Виктор Нилов, заместитель НИИЦ МВД России Людмила Шманева, заместитель генерального директора ФКУ Дирекция программы "ПБДД" Андрей Шемелин, президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре, профессор МАДИ Султан Жанказиев, директор школы №1240 Москвы Татьяна Щипкова, независимый эксперт Александр Каминский и представитель ВОЗ Елена Юрасова.

    Открыл заседание Генеральный директор ФГБУ "Редакция "Российской газеты" Павел Негоица, который отметил, что смертность от ДТП сегодня достигает критических отметок.

    - Мне не дают покоя цифры, которые называли премьер министр и президент, - 25-28 тысяч человек, а кто-то даже говорит о 30 тысячах человек, которые гибнут в ДТП ежегодно, - рассказал он. - Для сравнения, за годы Афганской войны, по данным экспертов погибло около 15 тысяч человек, но это за 10 лет на войне, а здесь цифра выше в два раза и такие потери происходят ежегодно.

    По мнению независимого эксперта Александра Каминского, на сегодняшних дорогах гораздо опаснее, чем в горячих точках. Однако, люди редко отдают себе в этом отчет.

    - Когда ребята уходят в 18 лет в армию, мамы плачут. Когда мамы понимают, что ребята уезжают в горячую точку, у мамы сердечный приступ. А когда папа или мама дает ключи: в добрый путь, сынок! Давай, приедешь, позвони! Отношение немножко другое, - пояснил эксперт.

    Однако, начальник ГУ ОБДД МВД РФ Виктор Нилов, отметил, что в последнее время количество жертв ДТП пошло на спад.

    - Сегодня мы надеемся, что и по итогам года цифры подтвердят эту тенденцию, - продолжил он. - Единственное, что вызывает большое беспокойство - это дети-пассажиры. К сожалению, за последнее время у нас есть ряд происшествий, где одновременно погибло несколько детей, причем членов одной семьи.

    Представитель ВОЗ Елена Юрасова подчеркнула, что для решения данной проблемы существует несколько подходов и все они упираются в работу на уровне водительских школ. По мнению профессора МАДИ Султана Жанказиева, главный фактор снижения аварийности на дорогах - это воздействие на личные качества человека.

    - Первый вопрос, который возникает - где та точка старта, с которой надо начинать работать. Ведь когда мы не занимаемся профилактическими мероприятиями, мы не пытаемся воспитывать людей и получаем очень разномастное сообщество водителей, - подтвердил эксперт.

    - "Правильное" воспитание участников дорожного движения очень важно, при этом недостаточно разъяснять детям, что они должны быть пристегнуты. В первую очередь, необходимо "воспитывать" взрослых, - поддержала его Елена Юрасова. - Можно очень хорошо объяснить правила ребенку, и испортить все поведением родителей рядом, которые не дадут использовать полученные знания или заставят все сделать наоборот. Например, очень многие родители, к большому нашему сожалению, все еще не знают о том, что такое детское удерживающее устройство и насколько большую роль оно играет при перевозке маленьких пассажиров.

    - Порой все наши усилия по воспитанию юных участников дорожного движения сходят на нет - присоединилась к выступлению директор московской школы №1240 Татьяна Щипкова, - потому что, когда ребенок садится в машину, его не только не пристегивают, но папа еще и нарушает правила: едет с превышением скоростного режима, по сплошным, на красный свет и т.д. А что такое все наши "наущения" по сравнению с родительским примером?! Особое беспокойство вызывает старший школьный возраст, потому что средние школьники худо-бедно у нас охвачены программами по безопасности дорожного движения, а вот после 7-8 классов совместная работа с ГИБДД уже не проводится.

    Как считает заместитель НИИЦ МВД России Людмила Шманева, если говорить об обучении, то не достаточно ограничиться той концепцией формирования безопасного поведения среди несовершеннолетних, которая сейчас была разработана, необходимо также учитывать и гендерные признаки водителей.

    - Есть очень много отличий именно психофизиологического характера в процессе вождения у представителей различных полов. У мужчин реакции гораздо быстрее, за определенный период времени они способны проводить больше операций. К тому же, они более целеустремленные. Женщины, в свою очередь, быстрее отвлекаются, но именно этот фактор дает им возможность быстрее уловить обстоятельства, требующие изменения поведения на дороге.

    Помимо всего прочего, президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре полагает, что причиной столь критической ситуации на российских дорогах является вовсе не халатное отношение водителей, а возрастающая мобильность населения, которая требует, чтобы за руль садилось все большее количество граждан.

    - Проблема смертности от ДТП захлестнула не только Россию, но и все высокоразвитые страны, в том числе и европейские. В данный момент поступило предложение от госпожи Голодец разрешить расходовать материнский капитал на покупку автомобиля. Сейчас оно готовится. Так почему бы не внести предложение сделать обязательной покупку детского удерживающего устройства к автомобилю, приобретенному за счет средств материнского капитала? Это было бы логичным продолжением той работы, которую мы ведем, - заключила она.

    Поделиться