...Своих кумиров - голливудских звезд 1930-1940-х годов Нельсона Эдди, Джанет Макдональд и Дину Дурбин - она впервые увидела в кинозалах послевоенной Ялты. Школьница Тома обегала все клубы и кинозалы здравниц города, в которых показывали кино, и выписывала на листок репертуар месяца "трофейных" лент с участием неповторимого дуэта Нельсона и Джанет или блистательной Дины. Поначалу смотрела все подряд, потому что определить "свои картины" было невозможно - кино анонсировали без исполнителей главных ролей, одним только названием в вольном переводе. Диалоги в фильмах были переозвучены на немецкий язык, но саундтрек оставался оригинальным - герои пели на английском, и эти песни Тамара знала наизусть.
- Нельсона я первый раз увидела в картине "Весенние дни" (1937) и поняла - это мужчина моей жизни, - вспоминает Тамара Сергеевна. -Мне было 14 лет, и я весь фильм шептала своей подруге: "Это он, это он..."
До того как в 1957 году "трофеи" вывели из ялтинского кинопроката, она успела пересмотреть их десятки раз. Никакой информации о карьере американских актеров в газетах и журналах не печатали, а фотокарточки можно было купить только у спекулянтов - это были нечеткие снимки, сделанные с обрезков кинолент. Без голливудских сказок с Нельсоном и Джанет жизнь для Томы даже в Ялте потускнела. И тогда ей пришла в голову дерзкая мысль - написать кинозвездам в Америку.
Но где же узнать в то время за "железным занавесом" адреса актеров идеологически враждебной масс-культуры? Тамара писала наугад - Нельсону в Нью-Йорк, Джанет в Сан-Франциско, и так по всем крупным городам США. Письма возвращались с американскими штемпелями, но с указанием на неправильный адрес. Помог случай. Она встретила в Ялте группу американских туристов и спросила у них, что же такое происходит с ее письмами. Те посоветовали написать Нельсону Эдди на адрес киностудии MGM, где он снимался. И чудо свершилось! В 1959 году на ее имя пришел большой конверт из США. Нельсон прислал ей свою фотографию 15х24 см с дарственной надписью. Вероятно, это был первый автограф в истории советского фан-движения, доставшийся рядовому зрителю от звезды Голливуда.
Переписка не осталась без внимания ялтинского горуправления КГБ. Девушка получила повестку с приглашением "на ул. Кирова".
- Конечно же, было страшно идти к ним, - вспоминает она. - Спрашивают: зачем переписываетесь? Я им объясняю: мне очень нравятся эти актеры. Они: а почему вам наши не нравятся? Вот сейчас бы я им сказала: вы что, ненормальные? Мне нравится человек, нравится как он играет, его голос - и мне без разницы, американец он или француз! Просили мою подругу докладывать им о моем поведении.
Но Тамара продолжала общаться со звездами. Она получила в 1962-м ответ с фото и автографом от Джанет Макдональд, и еще дважды ей приходили письма от Нельсона. Увы, встретиться с ними было не суждено - в 1965 году умерла Джанет, а потом и Нельсон. Письма от них Тамара Сергеевна хранит как самые дорогие свои реликвии. А в 1983 году она летала всего на один день из Крыма в Москву, чтобы посмотреть в кинотеатре "Иллюзион" картину 1936 года с участием Нельсона и Джанет "Роуз-Мари".
- Я не видела Нельсона 25 лет, - вспоминает Тамара Сергеевна. - Фильмы с его участием держали в Белых Столбах - это подмосковный архив Госфильмофонда СССР, и я представляла себе, что он все это время был в тюрьме. И вот 23 ноября я - в Москве: довольная, счастливая, улыбаюсь... Но подхожу к кинотеатру, и меня начинает трясти, мне плохо - мы сейчас встретимся, я его увижу! Взяла себя в руки, вошла в зал, и только заиграла музыка - я расплакалась. Весь фильм проплакала, и следующий сеанс тоже плакала. Из зала выхожу - вся красная, а контролер спрашивает: "Вам плохо?" - "Нет, мне очень хорошо". А когда уходила с последнего сеанса - весь день смотрела этот фильм, - шла по морозной Москве, думая: вот, он опять в Белые Столбы, а я в Ялту - снова разлука.
Стены скромной ялтинской квартиры Тамары Сергеевны увешаны фотографиями Дины Дурбин, на лацкане плаща или пальто у нее всегда клубный значок с изображением актрисы, а на полке возле телевизора все 22 фильма с участием звезды. Письма к ее любимице оставались безответными почти полвека. Чудо случилось в середине 1990-х, уже после падения "железного занавеса".
Тамара Сергеевна полагала, что Дины уже давно нет в живых. И за пределами Союза мало кто из фанатов знал причины и подробности ее добровольного затворничества. Обладательница еще довоенного "Оскара" в 1948-м по собственному желанию прекратила сниматься в кино. И только случайное знакомство в Ялте с пожилой англичанкой помогло ей прояснить судьбу актрисы. По просьбе Жемчуговой та узнала, что Дина Дурбин живет во Франции, а в Англии есть ее фан-клуб с ежегодными фестивалями. Тамара Сергеевна стала писать актрисе письма и потом получила от нее ответ вместе с фото и автографом. А в 1998-м ее пригласили на фестиваль Дины Дурбин, и впервые в жизни она отправилась за границу. В посольстве Великобритании визу ей открыли без проблем, узнав о цели визита. Более того, возрастная сотрудница визового отдела долго расспрашивала Тамару Сергеевну о Дине - в Англии ведь тоже немногие знали, что она была жива. Знаменитая затворница умерла в 2013-м...
На фестивале Жемчугова произвела фурор, появившись в платье Дины Дурбин, в котором актриса снималась в фильме "Сестра его дворецкого" (1943). Фильм у нас восприняли с восторгом, потому что Дина исполняет там фрагменты трех романсов на русском языке: "Эй, ямщик, гони-ка к яру...", "Калитка", "Две гитары". Платье ей помогла сшить подруга, которая также по фото и фильму знала его от первого до последнего стежка.
...Впервые на съемочную площадку Тамара попала еще школьницей. Ее вместе с одноклассниками страна увидела в одном из эпизодов фильма Ильи Фрэза "Первоклассница" (1948). Дом ее был недалеко от Ялтинской киностудии, потому в массовке и эпизодах она появлялась часто. Снимается в кино и телесериалах и сегодня. В ее списке уже более 200 картин - с ее актерскими эпизодами и ролями. Например, в фильме "Дневник Печорина" (1990) она сыграла княгиню Лиговскую, а в "Романсе о поэте" (1992) - Пиковую даму, где ее партнерами были Николай Караченцов и Ольга Кабо. Не будучи профессиональной актрисой (она окончила музучилище), тем не менее всегда была интересна режиссерам.
- Диапазон перевоплощений у меня широчайший: от социального дна, где я была и проституткой, и пьяницей, до мира титулованных особ, в котором я была и графиней, и княгиней, - рассказывает Тамара Сергеевна. - А по национальному признаку помимо цыганок и евреек я, наверное, переиграла все народы Латинской Америки, Кавказа и Крайнего Севера. А с погружением в атмосферу другой страны больше всего впечатлила роль чилийки в фильме "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Ну а сейчас меня чаще приглашают играть знахарок, шаманок и дам из творческой интеллигенции в ретрофильмах.
Благодаря любви к кино, Тамара Жемчугова побывала в разных частях света. Она гуляла по Италии рядом с Татьяной Самойловой ("Анна Каренина"), была служанкой Ирины Алферовой в плену у сибирского хана Кучума ("Ермак"), проливала слезы вместе с бедными аргентинцами ("Синьора"). Но оставалась при этом... в Крыму.