Прокуратура начала аресты по "скандалу о соленых орешках" Korean Air

Так называемый "скандал с солеными орешками" вокруг главного авиаперевозчика Южной Кореи Korean Air продолжает развиваться. Прокуратура уже арестовала одного сотрудника министерства транспорта 55-летнего Кима, а также запросила ордеры на арест двух главных фигурантов инцидента - 40-летней экс-вице-президента компании Чо Хен А и одного из директоров компании 57-летнего мужчину по фамилии Ё. Эксперты отмечают, что могут быть произведены новые аресты, а министерству транспорта и авиакомпании придется еще долго краснеть за свою корпоративную культуру и поведение некоторых сотрудников.

Напомним, что инцидент произошел 5 декабря на борту лайнера южнокорейской компании Korean Air, который следовал по маршруту КЕ086 Нью-Йорк - Инчхон. Начавший было отходить от терминала самолет вдруг неожиданно вернулся обратно к "рукаву", после чего с лайнера сошел старший бортпроводник. Как оказалось, инициатором подобных зигзагов самолета стала находившаяся среди пассажиров вице-президент компании Korean Air Чо Хен А, которая также является старшей дочерью председателя совета директоров холдинга. Чо, которая сидела в салоне первого класса, не понравилось, как ее обслужила стюардесса. Перед Чо положили пакет с солеными орешками, тогда как, по мнению Чо, их надо было положить на тарелку. Вице-президент, по словам очевидцев, закатила скандал, подняла крик и в итоге приказала вернуть лайнер в терминал и ссадить старшего бортпроводника. В результате инцидента вылет был задержан на 20 минут, а в пункт назначения лайнер прибыл с опозданием на 11 минут. Этот инцидент сразу стал одной из главных новостей Кореи, получив название "скандала с солеными орешками".

Представитель 5-го отдела уголовных расследований Западного округа прокуратуры Сеула заявил, что они обратились в суд с просьбой санкционировать арест экс-вице-президента Korean Air Чо Хен А и директора по вопросам обслуживания в салоне, которого называют пока только по фамилии - Ё. Суд должен вынести решение по запросам на арест Чо Хен А и Ё во вторник 30 декабря.

Чо обвиняется в совершении действий, которые создавали угрозу безопасности внутри лайнера, попытке вмешательства в управление самолетом и смены его маршрута движения, оскорблении и применении физической силы в отношении стюардессы и старшего бортпроводника 44-летнего Пак Чхан Чжина. Отметим, что Чо, признав, что повысила голос на стюардессу и бортпроводника, отрицала факт применения физической силы и попытку вмешательства в управлении лайнером. Однако показания других членов экипажа и пассажиров самолета свидетельствуют об обратном, подтверждая слова стюардессы и бортпроводника.

Директор Ё обвиняется в том, что играл ключевую роль в попытке оказать давление на сотрудников компании, включая пострадавших, стремясь выставить Чо Хен А в выгодном свете. В частности, как установлено сейчас, Ё прямо угрожал Пак Чхан Чжину, что тот "долго не сможет появиться в компании", если на допросе в министерстве транспорта не возьмет основную вину на себя. Кроме того, Ё приказал другим сотрудникам удалить содержание служебной переписки и первый вариант доклада о ситуации, где была неблагоприятная версия инцидента для вице-президента. Тот же директор затем, как подозревается, использовал свои связи в министерстве транспорта. Он, в частности, несколько десятков раз созванивался и обменивался СМС-сообщениями с 55-летним сотрудником минтранспорта Кимом, который вел допрос Пак Чхан Чжина. После первоначального допроса, который прошел с нарушением многих правил, Пак взял вину на себя, но затем рассказал правозащитникам и журналистам, что произошло на самом деле. После этого скандал перекинулся и на министерство транспорта.

Сам же сотрудник министерства транспорта и земельных ресурсов Ким уже арестован. Ему предъявлены обвинения в попытке оказания давления на Пак Чхан Чжина и иных сотрудников, а также передаче закрытой информации по ситуации директору Korean Air Ё. В офисе и доме Кима следователи прокуратуры провели обыски, изъяв личные и служебные компьютеры, а также изучили содержание его разговоров и сообщений по мобильному телефону. Это и позволило выявить его частое общение с Ё. Ким же в прошлом около 15 лет работал в Korean Air.

Эксперты же отмечают, что высока вероятность расширения масштабов скандала, так как возникли подозрения по поводу предоставления различных выгод со стороны минтранспорта компании Korean Air. Как минимум еще один из следователей минтраспорта, который также вел "скандал с солеными орешками", также очень часто общался с Ё. Правда, независимые специалисты отмечают, что виной всему не самая здоровая практика, когда в профильных подразделениях ведомства основу составляют бывшие сотрудники главного авиаперевозчика. Из 26 следователей авиации минтранса 20 работали ранее в Korean Air. Они поддерживают тесные отношения со своими бывшим коллегами по компании, идя в том числе и на злоупотребление служебным положением. Именно так произошло и в случае со "скандалом с солеными орешками". Министерство транспорта явно пыталось замять скандал и выгородить вице-президента Чо Хен А, которая повела себя самым скандальным образом. Выяснилось также, что подобное поведение для нее является обычным, правда до сих пор дело не доходило до разворотов самолета.

Корейская общественность, СМИ и общественные организации дружно требуют наказать виновных и гарантировать, чтобы подобное поведение со стороны "сильных мира сего" больше не могло повториться. Обычных людей также сильно раздражает, что Чо пошла на все извинения только тогда, когда факты ее вины стали совершенно очевидны. Но даже и сейчас Чо отрицает свою основную вину, хотя против нее свидетельствуют и независимые очевидцы.

Новый взрыв негодования спровоцировала младшая сестра Чо Хен А 31-летняя Чо Хен Мин, которая также входит в состав руководства Korean Air, отвечая за рекламу, маркетинг и связи с общественностью. Она разместила на внутреннем сайте компании открытое письмо, в котором извинилась перед сотрудниками компании, но тут же заявила, что в нынешнем скандале "виновата не только экс-вице-президент Чо Хен А, а все сотрудники компании в целом". Это привело к шквалу критики и в ее адрес. Многие вспомнили то, как "младшая Чо" оказалась так быстро на таком высоком месте в компании, как она работает и вообще заявили, что "лучше бы молчала".