Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ
Закон предусматривает ее стимулировать льготными займами из Фонда развития промышленности, специальными инвестиционными контрактами, налоговыми преференциями и субсидиями.То есть господдержка теперь нацелена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям и даже отраслям промышленности, а представляет "набор" благоприятных условий, при которых удается задействовать весь потенциал российской индустрии.
Причем инновационной, высокотехнологичной. Это существенным образом улучшает жизнь промышленного бизнеса в России, не говоря уже о том, что закон становится политическим козырем при разработке поправок в отраслевое законодательство. На первый план здесь выходит проектное финансирование на возвратной основе.
- Что оно означает?
Никитин: То, что бизнес получает доступ к "длинным" займам. Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований вплоть до проектов по импортозамещению "под ключ".
При работе над законопроектом эти меры трансформировались в отдельную статью закона, посвященную появлению в России Фонда промышленного развития и региональных промышленных фондов.
- Какие требования будут к претендентам при выделении льготных займов из федерального фонда?
Никитин: Это должны быть компании среднего бизнеса, которым по силам проекты от 150 млн до 2 млрд рублей, которые выпускают импортозамещающую продукцию и внедряют наилучшие доступные технологии.
Сегодня начался отбор проектов. Приоритетные направления - производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.
- Какую процентную ставку стоит ожидать по займам?
Никитин: В размере 5%, что весьма привлекательно для большинства компаний.
Этот процент обеспечивает покрытие операционных расходов (до 1,5%) и формирование резерва для частичного покрытия рисков от невозврата. К тому же займы будут обеспечиваться залогом со стороны заемщиков.
- А какой ожидаемый эффект от профинансированных проектов?
Никитин: С момента бюджетного финансирования до реального эффекта и выхода продуктов на рынок срок составит 3-5 лет. Однако уже сейчас в стране будут создаваться новые высококвалифицированные рабочие места и генерироваться налоговый эффект, который за 5-8 лет превысит начальные бюджетные инвестиции.
- Что это за специальные инвестиционные контракты, о которых говорится в законе?
Никитин: Специальный инвестиционный контракт - это принципиально новый уровень сотрудничества между государством и бизнесом.
Инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательства по созданию на территории нашей страны современных высокотехнологичных производств промышленной продукции, так называемых "greenfield"-проектов - новых комплексных проектов. При этом мы будем видеть конкретные показатели по объемам реализации и по локализации производства. Правительство в ответ гарантирует инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции.
- Примеры такой работы уже есть?
Никитин: Модель специального инвестиционного контракта в России хорошо обкатана на режиме промсборки в автомобильной отрасли. В страну, благодаря этой модели, пришли крупнейшие мировые автопроизводители, построили здесь свои заводы, обеспечили во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета.
Закон позволит правительству в развитие своих норм утверждать типовые отраслевые специальные инвестиционные контракты, учитывающие особенности разных отраслей. Также правительство сможет устанавливать требования по включению в контракты дополнительных условий по созданию промышленных производств или новых технологий в стране. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.
- А какие налоговые преференции предусмотрены для "greenfield"-проектов?
Никитин: Во-первых, долгосрочные. Меры поддержки продлятся как минимум до 2025 года, так как большинство инвестпроектов и программ рассчитаны не менее чем на 10 лет. Этот временной промежуток, с одной стороны, гарантирует долгосрочность преференций, с другой - побуждает компании подключаться к программе на ранних стадиях, чтобы успеть получить максимальный эффект от инвестиций.
Порядок применения льгот будет закреплен в Налоговом кодексе. Предполагается освободить компании от федеральной составляющей ставки налога на прибыль. Это 2%. А также дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль с 18 до 5%. Не исключено, что компании будут освобождены от налога на имущество.
- Есть ли в законопроекте норма о поддержке именно отечественного производителя?
Никитин: Да, установлен приоритет промышленной продукции, произведенной в России перед аналогичными товарами, выпускаемыми на территориях иностранных государств при их госзакупках. Заложена возможность стимулирования деятельности, связанной с производством продукции, не имеющей аналогов в нашей стране.
- Зачем правительству особые полномочия для сопоставлений условий ведения промышленной деятельности на территории России и иностранных государств?
Никитин: Выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в России и за рубежом является одной из задач промышленной политики в условиях интернационализации бизнеса. Это позволит правительству формировать пакет таких поддерживающих мер, которые позволили бы инвесторам российской юрисдикции предлагать более привлекательные условия в промышленной деятельности, чем инвесторам иностранных юрисдикций. И чтобы в итоге выгоднее стало вкладывать деньги в российскую промышленность, чем в промышленность других стран.
- Эти новые институты, о которых вы рассказали, уже созданы? Из каких источников они будут финансироваться?
Никитин: Фонд промышленного развития создан на базе Российского фонда технологического развития, который решением правительства передан в ведение министерства. Сейчас разрабатываются концепция Фонда, правила его работы. Финансироваться Фонд будет за счет субсидий федерального бюджета и частных, не запрещенных законодательством, источников.
В 2015 году правительство выделит Фонду минимум 16 млрд рублей. До конца 2018 года объем средств может достичь 70 млрд. Учредитель Фонда, правительство будут контролировать соблюдение условий предоставления субсидий и таким образом стимулировать крупные промышленные компании инвестировать в проекты по импортозамещению, выводить на рынок новые промышленные товары. Частные инвестиции, вложенные в один проект, должны превышать государственные в три-пять раз. В законе, кстати, зафиксировано, что промышленная политика в стране складывается как под влиянием государства, так и самих промышленных предприятий. Это очень важно.
Фонд задуман еще и как координатор между предприятиями и банками. Его эксперты будут проводить комплексную, технологическую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов. Банкам такого рода оценку сложно осуществлять самостоятельно, в итоге они необоснованно завышают премии за риски. Фонд сведет риски научно-производственного проекта до стандартного уровня бизнес-рисков, открывая более широкие возможности для банковского и инвестиционного финансирования.
Создавать такие фонды смогут региональные власти, в том числе совместно с региональными институтами развития. Поддерживать на местах компании в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).
- Приведет ли принятие закона о промышленной политике к необходимости внесения изменений в другие законы?
Никитин: Потребуется корректировка целого ряда нормативных правовых актов, включая Налоговый и Бюджетный кодексы. Мы уже начали эту работу. Самый широкий круг лиц может принять участие в обсуждении и разработке поправок. Документы размещены на сайте министерства minprom.gov.ru.
Завершить работу над целостной правовой базой в сфере промышленности мы планируем в течение полугода после того, как будет принят федеральный закон. То есть ко второй половине 2015 года.