Сергей Валентинович, все-таки Россия намерена или нет эксплуатировать МКС после 2020 года?
Сергей Савельев: Роскосмос ведет проработку вопроса о целесообразности продления участия России в программе МКС. Соответствующие предложения будут доложены руководству страны. После этого мы заблаговременно официально уведомим партнеров о принятом решении. Пока единственная страна, которая официально заявила о своем решении продолжить эксплуатацию станции до 2024 года, - это США. Ожидаем, что остальные партнеры определятся с позицией в 2015 году.
Время все взвесить у нас есть?
Сергей Савельев: Есть. Хочу подчеркнуть: все заинтересованы в повышении научной отдачи и эффективности своего участия в МКС. Вложены большие деньги, большие ресурсы. Однако мы должны не только определиться с участием в программе МКС, но и в каком направлении вообще будет развиваться российская пилотируемая космонавтика.
Как часто встречаются главы космических агентств?
Сергей Савельев: В ноябре собирались в Париже. Очередная встреча назначена на первую половину этого года.
Санкции не повлияли?
Сергей Савельев: Нет. Более того, нет ни одного крупного действующего международного проекта с участием России, реализация которого оказалась бы под угрозой закрытия или приостановлена. Их специфика такова, что сменить партнера на лету невозможно.
Не так давно Америка заявила, что хочет заменить российские двигатели в 14 запланированных запусках ракет "Антарес". Что это значит для нас?
Сергей Савельев: На "Антаресе" используются ракетные двигатели НК-33, что называется, со склада: они были произведены в СССР в конце 60-х-начале 70-х годов и выкуплены американцами еще в 1990-е годы. Это старые двигатели, к тому же конструктивно доработанные американской компанией "Аэроджет", а не вновь произведенные российской промышленностью. Поэтому сокращение их использования скорее всего свидетельствует о желании американцев более тщательно подойти к проверке и выбраковке уже имеющихся у них на хранении НК-33.
О том, что это решение приведет к снижению объемов производства российской ракетной промышленности, речи не идет. Напротив, в настоящее время американская компания "Орбитал" - оператор ракеты "Антарес" стоит перед проблемой поиска нового двигателя. И я не исключаю, что компания сделает выбор в пользу другого российского ракетного двигателя.
Какого?
Сергей Савельев: Скажу так - российского.
Участвуют ли в расследовании причин аварии американского "Антарес" наши специалисты? И когда можно ждать результатов?
Сергей Савельев: Насколько мне известно, представители компании "Кузнецов", которая является разработчиком двигателя НК-33, участвуют в анализе информации, связанной с аварией "Антареса". Еще раз подчеркну: американская компания "Орбитал" - коммерческая организация. Она имеет полное основание рассматривать вопрос об исключении ненадежного компонента ракеты и его замене. Что касается сроков расследования, то речь может идти о нескольких месяцах.
С американцами какие у нас проекты сегодня самые значимые?
Сергей Савельев: Главная работа с американскими партнерами, конечно же, по МКС. Потом идет поставка двигателей, уже не научный проект, а коммерческий. Один из важных международных проектов - "Спектр-РГ". Это международная орбитальная астрофизическая обсерватория, которая должна изучать Вселенную в гамма- и рентгеновском диапазоне. Наш главный иностранный партнер здесь - Германия: на борту космического аппарата планируются к использованию два телескопа - немецкий и российский. Но в нашем используются американские компоненты. Это очень серьезная вещь. Работа идет активно, и мы надеемся, что никаких препятствий не будет.
Одна из самых обсуждаемых тем - будет ли Россия строить новую орбитальную станцию. Если да, то с кем? Рассматривается ли такая возможность, например, с Китаем?
Сергей Савельев: Принципиальная возможность создания новой российской орбитальной станции имеется. Причем этот проект может быть реализован и в международной кооперации. В том числе - с Китаем. Однако ни в действующей, ни в проекте будущей федеральной космической программы такой темы нет, ее реализация может быть увязана со сроками эксплуатации МКС.
Перспективы сотрудничества России и Китая в области космоса очевидны. О каких реальных совместных проектах можно говорить в пилотируемой космонавтике, освоении Луны и Марса, дальнего космоса?
Сергей Савельев: Наиболее реальное в ближней перспективе - сотрудничество по совместным российско-китайским экспериментам на борту российского сегмента МКС. В дальнейшем можно будет говорить о проведении экспериментов на борту свободно летающих беспилотных модулей ОКА-Т, которые могут быть запущены на различные наклонения. А также о взаимном размещении научных приборов на автоматических межпланетных станциях наших стран.
Поясните, что такое беспилотные модули ОКА-Т.
Сергей Савельев: Это многоцелевая космическая лаборатория для проведения микрогравитационных и прикладных технологических и биотехнологических исследований. Она должна будет работать на орбите автономно, время от времени стыкуясь с МКС или с другой низкоорбитальной станцией. Космонавты будут заниматься обслуживанием научной аппаратуры, заправкой лаборатории и другими операциями. Одна из основных задач автономного полета - эксперименты при абсолютном вакууме и наименьших возможных микроускорениях.
Кстати, рассматривается ли возможность прилета на МКС китайского корабля?
Сергей Савельев: Вот такая возможность представляется крайне маловероятной. Даже если будет получено согласие всех стран-участниц программы МКС, все равно останется большое количество технических вопросов, связанных как с доработкой корабля "Шэньчжоу", так и с использованием нестандартного для китайцев более высокого наклонения орбиты МКС. Китайские партнеры строят свою национальную станцию, и они уже обозначили сроки ее создания - 2020 год.
А прилет российского корабля на китайскую станцию рассматривается?
Сергей Савельев: Такие посылы если и звучат, то пока серьезно не рассматриваются. Нельзя забывать о том, что любая страна, обладающая космическим потенциалом, имеет собственные планы и амбиции в области космоса. Существует и ощутимая разница в уровне научно-технологического развития.
Поэтому мне кажется, здесь следует придерживаться политики поэтапного, выверенного продвижения вперед, не бросаясь из крайности в крайность. Что касается, скажем, Китая, то идея в том, чтобы насытить более масштабными проектами российско-китайскую программу сотрудничества в области космоса. Например, по исследованию Венеры и других ближних планет Солнечной системы. Китайские партнеры проявляют заинтересованность в такой тематике.
В ближайшее время Россия и Китай могут приступить к кооперации усилий при развитии навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и "Бэйдоу". Какие тут трудности и особенности?
Сергей Савельев: Для сотрудничества в этой области имеются три основные группы проблем. Первая: у обеих стран эти системы - двойного назначения. Соответственно, синергия между ними не должна наносить ущерба национальной безопасности обеих стран. Вторая относится к технике: идеология построения наших систем имеет определенные различия. Поэтому важно добиться взаимодополняемости и совместимости без потери в качестве уже существующего или запланированного функционала и услуг. Наконец, третья группа проблем связана с распределением частотного спектра, защитой национальных частотных заявок и недопущения совместных помех и негативного влияния на качество сигнала.
А в какой стадии находится российско-европейский проект "ЭкзоМарс"?
Сергей Савельев: Работы по "ЭкзоМарсу" идут полным ходом. Наши партнеры из Европейского космического агентства неоднократно подтвердили свое желание довести проект до реализации совместно с Россией. Напомню: планируется две миссии к Марсу - в 2016 и 2018 году. В 2016-м к Марсу будет запущен орбитальный аппарат, главная цель которого - исследование атмосферы планеты. Кроме того, он будет служить для обмена данными с марсоходом. Также на Марс спустится посадочный аппарат, тестирующий мягкую посадку. Главная часть программы намечена на 2018 год, когда на Красную планету высадится марсоход с научными приборами, в том числе российскими.
Для межпланетной станции, которая должна стартовать в 2016 году, уже ведется сборка перелетного и демонстрационного десантного модулей, а также научных приборов. Для межпланетной станции 2018 года практически завершена техническая проработка ее облика, начаты практические работы по созданию отдельных узлов и агрегатов. Подчеркну: оба этапа проекта "ЭкзоМарс" будут реализованы с помощью российской ракеты-носителя "Протон-М".
Всегда говорили, что пилотируемый полет на Марс не под силу ни одной супердержаве - он должен быть только международный. Изменилась ли философия проекта?
Сергей Савельев: Философия остается прежней. Данный проект потребует слишком большого объема вложений финансов, научного и технического потенциала, чтобы какая-либо из существующих космических держав смогла в одиночку осуществить его на нынешнем технологическом уровне в обозримом будущем.
Кто из иностранных астронавтов сейчас готовится в ЦПК им. Гагарина?
Сергей Савельев: Проходит подготовку американский астронавт Скотт Келли, который вместе с нашим Михаилом Корниенко должен пробыть на МКС один год. Готовится француз Тома Песке. В январе к ним присоединятся участники космического полета - британка Сара Брайтман и ее дублер японец Сатоши Такамацу.
Между тем
15 января британская певица Сара Брайтман приступает к тренировкам в Звездном городке, чтобы полететь на МКС. Космический полет поп-звезды, которая прославилась дуэтом с Андреа Бочелли на пеcню Time to Say Goodbye и исполнением арий в мюзиклах "Призрак оперы" и "Кошки", планируется с 1 по 11 сентября. У Сары есть шанс войти в историю мировой космонавтики второй женщиной-космическим туристом. Первой стала американка Ануше Ансари, которая слетала на МКС в 2006 году. Планируется, что на МКС Брайтман полетит вместе с экипажем МКС-45/46 - с россиянином Сергеем Волковым и европейцем Андреасом Могенсеном.
Ранее певица успешно прошла обследование в Институте медико-биологических проблем РАН. За 40 дней до полета на МКС Сара, как ожидается, вместе с другими членами экипажа пройдет утверждение главной медицинской комиссии.
Начиная с 2001 по 2009 год на МКС "прогулялись" семь космических туристов. А один из них - американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони умудрился сделать это дважды! Потом космическая "билетная касса" закрылась. И сейчас Сара Брайтман открывает ее опять.