Александр Звягинцев

Автор материала

Последние записи автора

Рассылка

Каждую пятницу мы готовим дайджест лучших материалов недели.
У блока отсутствует swig шаблон (наличие обязательно)
У блока отсутствует файл с данными (наличие не обязательно)
Предстоящий исторический визит самолетов - ветеранов Второй мировой из Америки в Россию в рамках совместного проекта "Аляска - Сибирь 2015" возвращает нас в эпоху, когда две великие страны плечом к плечу сражались с общим врагом - фашизмом. Оргкомитет проекта во главе с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым приступил к практической подготовке перелета по легендарной трассе Грейт-Фолс (штат Монтана) - Фэрбанкс (Аляска) - Красноярск (Сибирь), по которой с 1942 по 1945 год в СССР из США по ленд-лизу было поставлено 7926 боевых самолетов.

В 2015 году группа американских самолетов тех лет, взлетев в США в мае, должна приземлиться в Жуковском и принять участие в воздушных показах на МАКС-2015. Затем, как предполагается, часть из них побывает и в других городах страны.

Инициатива Русского авиационного общества и Фонда полетов США нашла горячих сторонников по обе стороны океана. В их числе и наш постоянный автор, писатель и историк Александр Звягинцев, открывающий еще одну страничку великого подвига.

О том, что произошло в марте 1945 года, тогда не писалось в газетах и не сообщалось в сводках Совинформбюро. В те победные мартовские дни летчики специального истребительного полка базировались в польском городе Бриге. На частые боевые задания вылетал и заместитель командира полка гвардии майор Анатолий Кожевников. Летал полк на американских "Аэрокобрах". К тому времени Кожевников совершил 369 боевых вылетов, провел 62 воздушных боя и сбил 27 самолетов противника.

Об этом небольшом многоцелевом истребителе производства авиакомпании Bell стоит сказать особо. В маневренных боях на малых и средних высотах он показал себя достаточно хорошо, хотя по скорости и маневренности уступал нашим отечественным истребителям. К концу войны это были основные машины, поставляемые союзниками по ленд-лизу. Именно на таком истребителе летал и закончил войну наш легендарный ас Александр Покрышкин.

А 22 марта "Аэрокобра" Кожевникова, вылетевшая на разведку, над линией фронта наткнулась на группу "мессершмитов". Они буквально окружили бомбардировщик, поразивший летчика своими размерами. Просто стальная крепость на крыльях! "Судя по всему, "мессеры" прикрывают бомбардировщик", - решил Кожевников и бросился в атаку. Один из "мессеров" был сбит, а остальные трусливо вышли из боя и скрылись.

Огромный же бомбардировщик незнакомой марки продолжал полет. Связавшись с землей, Кожевников получил команду любой ценой задержать неизвестный самолет и ждать подкрепления!.. Ждать?!.. Кто его знает, что у этого монстра в бомбовых люках? Тогда уже шли разговоры о каком-то таинственном "оружии возмездия", которым Гитлер грозит сжечь все живое. Вдруг оно?

Анатолий Кожевников сразу пошел на сближение. Его встретили шквальным огнем. Однако ас не только увернулся, но и в ходе маневра сумел разглядеть на бомбардировщике опознавательные знаки... ВВС США. Союзники! Стало ясно, что "мессеры" не прикрывали "летающую крепость", а, наоборот, пытались сбить ее.

Кожевников покачал крыльями - сигнал: "Я свой". Американцы его сразу поняли, заметив, наконец, красные звезды на истребителе. Анатолий связался с землей и получил команду сопроводить самолет союзников на наш аэродром. Судя по всему, американцы заблудились, надо было помочь.

И уже скоро "Аэрокобра" вела огромный американский бомбардировщик как рыба-лоцман гигантскую акулу.

"Летающая крепость", она же "Боинг-17" с бортовым номером 446642, и юркая "Аэрокобра" приземлились на аэродроме в Бриге. Экипаж "Боинга", аж одиннадцать американцев, высыпали на взлетную полосу и стали почтительно рассматривать самолет Кожевникова, удивляясь мастерству и смелости пилота, в одиночку разогнавшего группу "мессеров" и спасшего их от неминуемой гибели. Оказалось, что после бомбардировки Берлина они возвращались на базу в Италию, но штурман из-за сильной облачности сбился с курса и заблудился, а горючего осталось всего на 2-3 минуты полета... Так что если бы не Кожевников...

Кстати, сказали американцы и о том, что у них на таких самолетах уже не летают - устарели. Есть более совершенные - "Мустанг", "Спитфайр"... Наши деликатно не стали спрашивать, что же вы их-то по ленд-лизу не поставляете?..

И тут нужно отметить такой момент. Несмотря на более совершенные машины, даже лучшие американские асы не достигали таких результатов в воздушных боях, как наши. Покрышкин, летая на "Аэрокобрах" с весны 1943 года, уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника. На "Аэрокобре" Г. Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед, 53 самолета противника сбил Г. Голубев, 50 - Д. Глинка... А вот известные американские асы Бонд и Мак Гуайр сбили соответственно 40 и 38 самолетов, англичанин Джонсон - 38, а француз Клостерман - 33 самолета противника. Вот такой был счет в нашу пользу.

Севший на аэродроме "Боинг" нуждался в основательном ремонте - "мессеры" успели его потрепать. И тут сказала свое слово жена Анатолия Кожевникова Тамара. Молодая красавица, она была единственной в советских ВВС женщиной, возглавляющей инженерную службу авиаполка. Еще до войны по рекомендации самого Циолковского поступила в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и успешно окончила ее. А пока шел ремонт, американцы подружились с нашими парнями. Вместе ели, пели песни, танцевали, строили планы - что будут делать после близкой уже победы. Кожевниковы особенно сблизились с командиром "Боинга" - капитаном Артуром Форестом. На прощание супруги подарили ему необычный сувенир - скатерть со стола, за которым проходила их последняя встреча. С искренней надписью: "Пусть ваша дорога будет гладкой, как эта скатерть". Эту надпись ночью, перед самым отлетом американцев, цветными нитками вышила Тамара .

Вернувшись на родину в Техас, Форест не только сохранил этот дорогой и памятный для его сердца сувенир, но и "Боинг", который стал в столице штата Остине своеобразным памятником дружбы между нашими народами. Так по крайней мере считал боевой офицер Артур Форест. Потом он долго и упорно искал своих спасителей, очень хотел встретиться. Но в условиях "холодной войны" сделать это было непросто...

И все-таки встреча фронтовых друзей состоялась. Почти через 45 лет боевые соратники нашли друг друга. Конечно, были и слезы на глазах, но было и много радости, воспоминаний, искренней веры, что встречаться теперь можно будет чаще.

Форест, как оказалось, в своем родном Техасе стал одним из лидеров "Лайонз Движения" - организации социальной помощи, продвигающей идеи уважения к личности, честности в делах, помощи нуждающимся, верности друзьям. LIONS - это аббревиатура нескольких английских слов: Liberty - свобода, Intelligence - разум, Our Nations Safety - безопасность наших народов. Девиз движения - "We serve" ("Мы служим").

Программа помощи глухим, слепым и слабовидящим людям, одиноким и неимущим старикам, детям, столкнувшимся с нищетой и одиночеством, остается актуальной и по сей день. В России первые "Лайонз клубы" были созданы как раз в 1990 году Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации Анатолием Леонидовичем Кожевниковым и его женой Тамарой Богдановной, которым оказались близки гуманистические идеалы и желание помогать тем, кто попал в беду.

Но жизнь часто несправедлива. Уже вскоре после долгожданной встречи Артур Форест в конце 1992 года ушел из жизни. Умирая, он просил кремировать его и одну часть праха завещал похоронить на своей родине, а другую - на родине своих друзей, тех, кому был обязан своим вторым рождением, - в России. И этот прах, согласно его воле, приемным сыном Фореста был доставлен в Москву...

Рассылка

Каждую пятницу мы готовим дайджест лучших материалов недели.