Роман Волобуев снял "триллер про трех человек в доме у моря"

Во Франции закончились съемки дебютной картины Романа Волобуева "Холодный фронт". Критик, редактор, а в последние годы и сценарист, Волобуев впервые выступил в качестве режиссера. Подробности о сюжете фильма пока неизвестны, разве что на одном из сайтов, посвященных российским кино-новинкам, он заявлен как "бытовая мелодрама с мистическим смыслом".

Режиссер также стал соавтором сценария картины вместе со Светланой Устиновой и Дарьей Чарушей. Сейчас фильм находится в постпрадакшне. "РГ" расспросила Волобуева о съемках, Нормандии, дурных клише и о том, как из критиков становятся режиссерами.

Расскажите о фильме. Как возникла идея создания? Почему местом съемок бышла выбрана Франция?

Роман Волобуев: Это триллер про трех человек в доме у моря зимой. Мне очень нравится Стриндберг, и это была наивная попытка сделать такую неможко стриндберговскую пьесу с современными героями. Только у нас еще есть чудовище. История изначально не моя, ее придумали две актрисы - мой близкий друг Света Устинова и Даша Чаруша, которая теперь тоже мой друг. Они пришли ко мне, чтоб я помог с диалогами, ну, и в итоге мы уже не расстались.

Франция была в сценарии, но я до последнего думал, что это фантазии, и снимать мы будем в Латвии или в Подмосковье. Но потом мы съездили на выбор натуры в Нормандию, нашли дом, в который влюбились - на берегу Ла-Манша, там Англию видно из окна. И поняли, что надо там.

Как проходил съемочный процесс?

Роман Волобуев: Быстро. У нас был выбор: работать месяц группой из пяти человек с фотоаппаратом Mark II, или взять взрослую технику, французских осветителей и так далее - что, конечно, интересней, но тогда стоимость съемочного дня вырастала геометрически, и надо было уложиться в две с половиной недели - а это для полного метра мало. К счастью высшие силы послали нам Мишу Хасая - он очень крутой рекламный оператор, и каким-то чудом еще не снимал кино. В итоге Миша носился по холмам с тяжеленной "алексой", как Эммануэль Любецки, а я пытался его догнать. Если у нас что-то получилось хорошее, это процентов на 50 его заслуга.

Что было самым трудным?

Роман Волобуев: Погода. В Нормандии она каждые 20 минут меняется, то солнце и рай, то группу северным ветром в море сдувает. И актерские графики. Например, Саша Молочников, который у нас играет главного героя, параллельно режиссировал спектакль во МХАТе - в итоге он героически прилетал ночью из Москвы, пять часов пилил из Парижа на машине через дождь, три часа снимался, и ломился обратно.

Вы довольны результатом? Планируете ли и дальше снимать полный метр?

Роман Волобуев: Я планирую смонтировать этот. А результатом никто никогда не доволен. Хотя наш художник-постановщик Катя Щеглова говорит, что не совсем ерунда получилась - а она гений и моя жена, и я ей в таких вопросах доверяю.

В какой стадии сейчас фильм? Что будет с прокатом?

Роман Волобуев: Фильм в постпродакшне, и будет два дня досъемок в Москве. Про остальное лучше спросить ребят из Hype Film, которые нас производят. Они сумасшедшие абсолютно, и по-моему знают, что делают.

То, что вы много лет сначала писали о кино, потом для кино, а теперь стали режиссером, - как думаете, для вас это органичное развитие? Можно сказать, что это было осознанное движение, к "режиссерскому креслу"?

Роман Волобуев: Мне в 20 лет очень хотелось делать кино, и казалось, что если начать про него что-то писать в газету, то дальше как-то само сложится. В итоге сложилось, но на это ушло 15 лет, так что если бы была возможность переиграть, я бы, чем заметки писать, лучше поехал учиться в киношколу.

Бэкграунд кинокритика, он помогает или в чем-то мешает в сценарной и режиссерской работе?

Роман Волобуев: Не знаю. Мне никогда не нравились режиссеры, которые получаются из бывших критиков - ни Ассаяс, ни даже великие люди из французской "новой волны". Я себя утешаю тем, что Пак Чхан-Ук и мой любимый французский режиссер Николя Букриеф тоже немножко работали критиками.

Вы сами терпимо относитесь к критике? Какова, как думаете, будет ваша реакция на резко негативный отзыв?

Роман Волобуев: По-моему режиссеры, которые сердятся на критиков - это такое немножко дурное клише. К тому же я слишком много гадостей написал про чужие фильмы, чтоб теперь обижаться.

Издания закрываются, разгоняются редакции, в этих условиях "отток" людей из СМИ в кино и сериалы будет возрастать? Вообще, в нынешней России уход в кинобизнес может восприниматься как такая "внутренняя эмиграция", о которой сейчас много говорят?

Роман Волобуев: Тут надо учитывать, что по сериальной и киноиндустрии кризис бьет так же, если не сильнее, чем по газетам-журналам-сайтам. Я на основном своем месте работы занимаюсь сериалами, и сейчас, например, из трех проектов, запущенных в конце прошлого года - два закрыты или заморожены. То есть это немножко побег с одного тонущего корабля на другой. Но, мне кажется, на нашем корабле сейчас веселее.

Справка "РГ"

Август Стриндберг - шведский писатель, создатель "натуралистических пьес", особенностью которых стал разрыв с сентиментально-романтическим подходом к явлениям жизни, "война полов": взаимоотношения мужчины и женщины в них всегда носят характер почти биологической, смертельной схватки.