И руководитель полетов Валерий Зиновьев, и Арий Новик, работавший в 2011 году в "Туношне" старшим диспетчером, видели, как самолет Як-42, прилетевший за командой "Локомотив", чтобы везти ее в Минск, садился в ярославском аэропорту. И оба назвали последнюю посадку самолета неидеальной. По мнению Зиновьева, борт приземлился грубовато, "с плюхом", а со слов Новика - "дал козла", как говорят в авиации". То есть сел не сразу, а коснулся земли, потом снова поднялся и потом уже окончательно приземлился. Несколько ранее подобные показания давал еще один свидетель, который сообщил, что Як-42 при посадке "скакал, как кузнечик". Тем не менее, такое приземление, по словам сотрудников аэропорта, было в пределах нормы.
- Грубоватая была посадка, с небольшими отклонениями, но в пределах нормы, иначе дальнейший вылет самолету был бы запрещен, - рассказал Валерий Зиновьев. - Абсолютно одинаковых посадок не бывает, кто лучше садится, кто хуже. Но такие посадки случаются.
Как сообщил свидетель, после приземления самолет осматривался - эта процедура обязательна в любом случае, после любой посадки. И никаких претензий к состоянию лайнера высказано не было.
Разбег с "Локомотивом" на борту Як-42 начал не с края полосы, а с пятой рулежной дорожки, находящейся в 250 метрах от начала ВПП. Но, по словам руководителя полетов, это было решение командира экипажа, что согласуется с Федеральными авиационными правилами. В "Туношне" разбег разрешен со второй и пятой рулежных дорожек, тем более, что для такого самолета, как Як-42, остающейся длины полосы - 2750 метров - было более чем достаточно: для взлета ему обычно нужно 1000 - 1200 метров (бывший гендиректор "Туношны" Олег Кочанов называл 800 метров).
Со слов дежурного штурмана Валерия Заслонкина, на разбеге самолет двигался слишком медленно, поэтому он подумал, что борт собирается дорулить до конца ВПП и взлететь с обратным курсом. Свидетели показали, что это было возможно, но тогда командир должен был предварительно запросить разрешение на смену курса, чего он не делал. И, судя по всему, делать не собирался - им было удобнее взлетать в сторону Москвы.
Не до конца выясненным пока остался и момент, касающийся невозможности для Як-42 сделать разворот в начале ВПП, о чем говорит запись "черных ящиков".
- На записи пилоты говорят, что им никак не развернуться в начале полосы. Почему они так говорили? - недоумевает мама погибшего хоккеиста Артема Ярчука Анжелика Борисовна.
- Не знаю. Ширина полосы у нас 44 метра, в ее начале есть уширение, "карман" шириной 75 метров, специально для разворота, - пояснил Валерий Зиновьев. - Там места вполне достаточно, "карман" был абсолютно свободен. Там ИЛ-76, ИЛ-86 разворачиваются. "Руслан" прилетал, разворачивался.
- Свободно там было, - подтвердил слова коллеги Арий Новик. - Много говорили после катастрофы, что диспетчер дал разрешение о взлете с занятой полосы. Но это не соответствует действительности. Если бы меня принуждали, я бы просто тогда сдал дежурство и не стал бы работать.
Со слов Ария Новика, никаких отклонений во время выруливания самолета на ВПП не было. Но в середине полосы, когда борт уже должен был оторвать переднюю стойку шасси, Як-42 продолжал бежать по полосе.
- Командно-диспетчерский пункт расположен на краю полосы, поэтому, когда самолет удалился далеко, уже трудно было определить, что происходит, - рассказал свидетель. - Когда самолет выскочил на грунт, я даже не понял, то ли он тормозит, то ли продолжает взлет. А потом он очень резко взмыл в воздух - гражданские самолеты так не взлетают, очень большой был угол атаки. Потом он начал заваливаться влево…
Связаться с экипажем диспетчер в этот момент не мог: со слов Валерия Зиновьева, Федеральные авиационные правила запрещают диспетчеру вызывать экипаж на связь и тем более вмешиваться в его действия с момента начала разбега и до набора самолетом высоты 200 метров.
Максимальную набранную Як-42 высоту Арий Новик визуально оценил в 20 метров, Валерий Зиновьев - в 30 - 50. Эксперты называют цифру 5 - 6 метров.