А вот впечатляющий пассаж о российской столице в романе "Московиада" писателя из Ивано-Франковска Юрия Андруховича, когда-то студента Московского литинститута: "Это город тысячи и одного застенка. Высокий форпост Востока перед завоеванием Запада. Последний город Азии, от пьяных кошмаров которого панически убегали обескровленные и германизированные монархи. Город сифилиса и хулиганов... Город концлагерей... Он умеет только пожирать, этот город заблеванных дворов и перекошенных деревянных заборов в засыпанных тополиным пухом переулках с деспотическими названиями: Садово-Челобитьевский, Кутузово-Тарханный, Ново-Палачевский, Дубиново-Зашибеевский... Это город потерь. Хорошо бы его сровнять с землей... за исключением, может быть, нескольких церквей и монастырей, ... а на его месте создать зеленый заповедник для кислорода, света и рекреаций. Только в таком случае может идти речь про какое-то будущее всех нас на этой планете..." Эту литературную риторику мы обсуждаем с известным поэтом Олесей Николаевой.
Олеся Николаева: Печально наблюдать, как ныне пытаются формулировать "украинскую идею" - исключительно через отрицание идеи русской. Однако за лозунгом "Украина не Россия", за мифологической бутафорией, на скорую руку сработанной новыми идеологами, пока что зияет зеро. Ужасна эта гримаса ненависти ("москалей - на ножи!"), потому что ненависть - чувство деструктивное, она разрушает не только предмет, на который нацелена, но и самого носителя. Ненависть опасна не только своим нигилизмом, но и пассионарностью, это чувство заразительное и агрессивное. Оно лишено трезвости и поэтому видит окружающий мир через искаженную оптику, проецируя на него свои внутренние проблемы и комплексы. Вот и Винни-Пух нечистому оку может привидеться "советским", "пролетарским", как это померещилось Оксане Забужко. Это было бы карикатурой, забавным казусом, если бы не вставало в контекст целого ряда произведений украинских писателей, где попросту предлагается Москву "сровнять с землей". И это становится уже опасным и угрожающим симптомом болезни, вирусом, который может поразить мозг части населения Украины.
Иногда украинским писателям и публицистам даже завидуешь. В их глазах Украина всегда права, ну раз она была унижена советской властью и русской колониальностью. Но в этом следовании "национальному мифу" об украинской безупречности, невинности и "лучшести" есть какая-то ловушка...
Олеся Николаева: Вся трагедия нынешней ситуации на Украине в том, что мы - единый народ, как бы этого кому-то очень не хотелось. Единая вера, единое историческое и культурное пространство, схожая ментальность, родственные и семейные связи. Если начать из России изгонять русскую культуру, она обвалится точно так же. Если угодно, крах сегодняшней Украины - это страшное предупреждение самой России. Противоречия здесь раздуваются искусственно. России в данном случае инкриминируется былая советская власть. Вопреки очевидности, ведь это было отнюдь не русское национальное порождение, ни в коем случае не национальная и не националистическая идеология, а как раз напротив... Я очень хорошо помню физиономии советской власти - на окраинах они были особенно характерны и специфичны - в Латвии, в Эстонии, на Украине, уроженцы и выходцы из которой изобиловали в политбюро, ЦК, обкомах и райкомах... Когда накануне советских праздников в Москве выставлялись в ряд портреты членов Политбюро, это было особенно заметно. Как раз на Украине советская власть была как нигде стилистически советская, советская без примесей и осадка, сдобренная простецким говорком, с теми неправильными ударениями, которые потом перекочевывали в столицу... Мы вместе пережили наш общий советский исторический период, и было бы по меньшей мере некорректным возлагать за него коллективную ответственность на какой-то один народ. А если перефразировать Александра Зиновьева, сказавшего когда-то: "Метили в советскую власть, а попали в Россию", то можно прийти к выводу, что сейчас на Украине специально меняют мишень. Метят как раз в Россию, а всех пытаются убедить, что целятся в советскую власть.
Есть такая "джингоистская" формула "Моя страна, какой бы она ни была". И в переживаемый нами момент истории она, кажется, актуальна. Что вы думаете о писательском патриотизме?
Олеся Николаева: Мне кажется, так естественно - любить свою страну, свою семью. Но когда начинают об этом слишком много говорить, объяснять, акцентировать - это свидетельствует о том, что не все спокойно в Датском королевстве. В нынешней ситуации мне все время приходит аналогия с Первой мировой войной, когда большевики всеми силами пытались превратить мировую войну в гражданскую и выступали именно как предатели своего Отечества. Особенно циничным было то, что они вели свою антироссийскую деятельность на деньги противника. А нашим нынешним пораженцам, приходит ли им в голову, что их в сходной ситуации могут сравнить с большевиками, особенно когда в их заявлениях транслируются призывы к введению против России новых и новых санкций? В то же самое время я читаю блоги украинских диссидентов, подпольщиков, сопротивляющихся как наступлению нацизма, так и американскому диктату на Украине, и эта борьба, грозящая им тюремным заключением, пытками, а то и смертью, исполнена высокого патриотизма и самоотверженности. Некоторых из них я знаю лично - это цвет украинской интеллигенции, писатели, поэты: кто-то из них вынужден был бежать от репрессий (принесли ордер на арест) в Россию, а кто-то, следуя завету Тютчева "молчи, скрывайся и таи", прячется и выходит только в Интернет. Люди, которые выросли в лоне русской культуры, сейчас состоят в группе риска, они просто боятся! С другой стороны, я так понимаю, что и та русофобия, которая транслируется в украинском эфире, родилась из страха быть разоблаченными. В русской литературе есть все - и анамнезы, и диагнозы тех недугов, которые поразили современную Украину, где в официальной идеологии звучат голоса Смердякова и Передонова, а некоторые повадки и словечки напоминают Швондера с Шариковым. И вообще, при всем словесно провозглашаемом антисоветизме, это очень напоминает и стилистику, и поведенческие стандарты, и методы большевиков.
На Украине - военный конфликт. Как должна вести себя интеллигенция в столь трагичных обстоятельствах?
Олеся Николаева: Во времена идейных шатаний и социальных смут интеллигенция прежде всего должна быть хранительницей культуры, держательницей табу, носительницей высоких нравственных идей и эстетических критериев. Не случайно Георгий Федотов сравнил ее с религиозным орденом... Но не секрет, что наша интеллигенция расколота: дружбы рушатся, коллеги конфликтуют, отцы и дети враждуют, даже среди членов Единой Церкви нет согласия. Я лично очень сопереживаю людям, живущим на Украине: они попали в кровавый капкан, из которого не выбраться без трагедий. Но трудно понять ходивших в Москве на митинги бок о бок с теми, кто выступал под бандеровскими флагами и с антироссийскими лозунгами! ХХ век пережил фашизм и большевизм, гонения на евреев, славян, цыган, дворян, священников, верующих... И самым ярым борцом с этими идеологиями была именно интеллигенция. Она находила и обозначала границы, за которыми начинается людоедство и мрак кромешный. Она указывала на табу, наложенные христианской культурой. Но с упразднением этой функции само ее существование становится сомнительным, тогда она как соль, потерявшая вкус. Нечто подобное и произошло, когда, воспользовавшись энергией националистов и революционеров, часть либеральной интеллигенции совершила с ними совместный проход по бульварам. Этот тандем мне напомнил то место в Евангелии, где Пилат и Ирод, бывшие прежде во вражде, вдруг сделались друзьями перед лицом осмеянного и униженного Христа. Такой же осмеянной и оплеванной увиделась мне в их речах и Россия. Стоит, однако, напомнить, что дружба Ирода и Пилата повлекла за собой разрушение Иерусалима. Но хочется надеяться, что как мощная русская культура на излете советской власти проросла сквозь искусственные напластования и явилась в своем неповрежденном и живом образе, так она победит все ухищрения горделивого ума, который замутил эту безумную историю на майдане, разделяя народ и натравливая брата на брата...