Организаторы фестиваля "Северное сияние" сумели за последние четыре года привезти в далекий норвежский городок Тромсе два главных музыкальных театра России - под девизом "впервые в Норвегии". В 2010 году здесь выступили звезды балета Мариинского театра, включая Ульяну Лопаткину. Следом за ними в Тромсе прилетела оперная труппа Мариинки, привезя "Путешествие в Реймс" Россини. Эти выступления стали сенсацией фестиваля. Вслед за Мариинкой в Тромсе начал свои выступления и Большой театр: в прошлом году - гала-концерт ведущих солистов балета, в этом году - "Свадьба Фигаро" Моцарта, правда, в сокращенном варианте. Но не оценить стойкую привязанность норвежцев к российской культуре невозможно. И в прошлом, и в этом году фестиваль "Северное сияние" посетила министр культуры Норвегии Турхильд Видвей, которая как раз отметила стремление фестивального менеджмента сохранять во что бы то ни стало культурные связи с Россией. К слову, никаких антироссийских настроений здесь нет, хотя в местной прессе пунктиром и развивается тема возможного похолодания в межкультурной коммуникации. И новые гастроли Большого театра смогли осуществиться во многом благодаря дипломатическим способностям многолетнего консультанта фестиваля журналиста Йенса-Эйрика Ларсена. Воплотилась его мечта познакомить соотечественников с наследием двух бывших императорских театров - Большого и Мариинского.
Как заметила на встрече с общественностью города пресс-атташе Большого театра Екатерина Новикова, последний раз Большой театр гастролировал в Осло почти пятьдесят лет назад. И надо заметить, что спустя полвека в страну фьордов приехали уже артисты нового поколения - толерантные, европейские, которые привезли не "русские страсти" "Бориса Годунова", "Хованщины" или "Царской невесты", а милые галантные разборки века Просвещения - оперу Моцарта. Изменился и облик "солистов Большого": вместо былых крупных габаритов представителей главного театра СССР на норвежской сцене предстали почти дети - но талантливые, обученные хорошим вокальным манерам, настоящие "восходящие мировые звезды". Эти молодые солисты восхитительно разыграли на просцениуме в эскизной манере highlights моцартовской "Свадьбы Фигаро". Без речитативов и хоров опера оказалась короче в полтора раза. Опера исполнялась на сцене не слишком оснащенного Дома культуры на итальянском языке без субтитров, но публика Тромсе отлично понимала интернациональный язык музыки и заразительную игру молодых солистов. Местный Арктический симфонический оркестр под управлением британского дирижера Уильяма Лейси исполнял Моцарта с грацией и бодрой норвежской экспрессией "прямого действия". Оглушительных аплодисментов заслужила Сюзанна Алины Яровой, с ее нежным, чистым, чувственным тембром голоса и тонко нюансированной речью. Героями вечера стали и обаятельный заводной Фигаро Александра Миминошвили, и страдающий граф Альмавива в мастерском, зрелом исполнении Константина Шушакова. Порадовала и Марцеллина в исполнении звезды предыдущего поколения Лолитты Семениной, исполнившая партию смелым сочным роскошным голосом.
"Русский акцент" на фестивале "Северное сияние" не ограничился выступлениями молодых звезд Большого театра. В этом году на фестивале, который, по словам его нового директора Эйвинда Баккебю Муэ, старается представить весь спектр музыки - от джаза до классики, впервые выступила меццо-сопрано из Петербурга Галина Сидоренко с программой от Моцарта до Бродвея и вновь приехал любимец местной публики Московский оркестр старинных инструментов Pratum integrum, исполнивший в кафедральном соборе Тромсе в рамках больших норвежских гастролей вместе с хором Vokal Nord Реквием и Miserere Джованни Бенедетто Платти.