Все мы знаем, что юмор бывает черным. Но "черное" преступление не бывает юмористическим. Кто не помнит знаменитой послевоенной фразы Теодора Адорно: "Какая поэзия после Освенцима?" Какая же печальная культурная и нравственная эволюция произошла в мире от онемения перед трагедией до перехихикивания по ее поводу...
Эстонская еврейская община требует удалить с выставки два видео - "Пятнашки" польского автора Артура Жмиевского (запрещенного, кстати, для показа в Германии) - на нем группа обнаженных людей весело играет в газовой камере концлагеря в Аушвице, и "80064" - в этом сюжете по настоянию художника 92-летний бывший узник Освенцима соглашается обновить сделанную в лагере татуировку его порядкового номера. А центр Симона Визенталя призывает закрыть всю выставку. Такому извращенному юмору, по мнению его главы, историка Эфраима Зуррофа, "нет места ни в одном государстве, не говоря уже о государстве, где преступления Холокоста совершали не только немцы или австрийцы, но и местные эстонские коллаборационисты". Осудил выставку и антифашистский комитет Эстонии, подчеркнув, что она проходит не в частном учреждении, а в государственном музее.
- Мы должны отдавать себе отчет, что это музей искусств и мы показываем искусство, - настаивала директор Тартуского музея искусств Раэль Артель. По ее мнению, речь о художественном самовыражении, которое не должно подвергаться никакой цензуре. Авторы юмористических произведений о Холокосте люди модные, участники Венецианской биеннале, почему-то уверены, что подобное искусство "помогает с иронией и юмором пережить душевную травму". А координатор выставки Юлия Полуяненкова пытается объяснить пользу выбранного "жанра" тем, что "выставка говорит не о самом событии, а о том, как поколения, живущие после этого, пытаются справиться с тяжелой травмой сознания".
Холокост - преследование и массовое уничтожение нацистами 6 миллионов евреев во время Второй мировой войны - одна из страшнейших трагедий в истории человечества, действительно трудно поддается осознанию, в том числе и художественному. Поискам нового художественного языка для рассказа о трагедии Холокоста посвящен, например, знаменитый фильм Клода Ланцмана "Шоа". Но на тартуской выставке явлен не лучший способ преодоления этой трудности.
Справка "РГ"
По разным данным, в Освенциме погибли от 1,5 до 2 миллионов человек.