11.02.2015 23:00
    Рубрика:

    Юрий Фетинг покажет на "Берлинале" новый фильм "Небесный верблюд"

    Юрий Фетинг покажет на "Берлинале" новый фильм
    На Берлинском кинофестивале состоится премьера фильма петербургского режиссера Юрия Фетинга "Небесный верблюд". Картина будет представлена в программе "Поколение". О чем она, как и где снималась, о работе с детьми и животными режиссер рассказал "РГ".

    Главные герои фильма - подростки. Вы впервые сняли детское кино…

    Юрий Фетинг: Героям 13 и 16 лет, но фильм не совсем детский, в нем есть и взрослый юмор, и жесткие и трагические сцены. По-моему, хорошее кино - это этажерка, на полках которой можно найти много разных смыслов, и каждый, подходя к ней, увидит то, до чего сможет дотянуться при своем росте. Думаю, для детей 12-14 лет наш фильм будет просто приключением, а для более взрослых зрителей - возможностью подумать о себе, о мире, о Боге, о своем местоположении во вселенной.

    В ваших фильмах зачастую возникает не бытовое, а некое мистическое пространство. "Мифы моего детства" вы назвали современным эпосом. Фильм "Бибинур" из бытовой истории перерастает в притчу. А в каком жанре снят "Небесный верблюд"?

    Юрий Фетинг: Я думаю, что все мои фильмы - попытка создать особенный мир, состоящий из реальности, снов и видений. Калмыцкая легенда о небесном верблюде, приносящем в безводную степь дождь жизни, дает возможность войти в некое мифическое пространство, где причудливо сплетаются миражи и реальность.

    Вы впервые работали с калмыками. Насколько интересен этот опыт?

    Юрий Фетинг: Я благодарен судьбе за то, что узнал этот удивительный народ. В жизни калмыков нет простых, ничего не значащих вещей. Они везде видят знаки. Если орел летит по часовой стрелке - это один знак, если в обратную сторону - другой. Как заяц перебежал дорогу, как промелькнула лиса - для калмыков все имеет глубокий мистический смысл. Калмыки - буддисты, но в них сильна древняя языческая традиция. Поэтому среди них можно встретить и буддистских лам, и шаманов. В нашем фильме есть сцена, где шаман пытается вызвать дождь. Для этого привезли из далекой деревни старого дедушку калмыка, к которому обычно обращаются в таких случаях. И вот представьте, выжженная степь, на солнце жара под 50 градусов. Мы готовимся к почти документальной съемке, поскольку никто из съемочной группы не знает, как будет действовать шаман. Пока готовились,  дедушка начал ритуал - и вдруг на нас обрушился дождь. Съемку пришлось остановить, ведь по сценарию дождя не должно было быть. Бросились уговаривать дедушку переколдовать. А тот разводит руками - обратной дороги нет.

    А ваш главный герой - верблюжонок Алтынка тоже проявлял свои волшебные умения?

    Юрий Фетинг: С верблюжонком вообще произошло чудо. Сначала мы ждали, когда нашего героя родит одна белая верблюдица. Но родился серый верблюжонок. Съемки пришлось отложить. Сообщили, что еще одна верблюдица на сносях. У нее родился удивительный белый верблюжонок с отметинами, которые бывают крайне редко. В это время в степи начался пожар. Страшный огонь поднимался на десятки метров и летел по ветру с огромной скоростью. Птицы, звери, гады, как могли, спасались. В этом пожаре погибла мать верблюдица. И зоотехник по имени Даулет привел к нам верблюжонка - сироту, которого киногруппа стала выкармливать из рук. Все местные верблюдоводы сказали, что двугорбые бактрианы не дрессируются и не привыкают к человеку, как домашние животные. Но наш Алтынка оказался уникальным. Вы увидите в фильме, какими нежными могут быть отношения между человеком и животным.

    Как вы встретились с этой историей?

    Юрий Фетинг: У московского продюсера Ирины Плиско (продюсерский центр "Всё хорошо") в это время снимался мой друг Виктор Сухоруков. Он видел все мои фильмы, очень хвалил и таким образом "сосватал". В прошлом веке мы с Витей были актерами театра "Балтийский дом" (тогда он назывался Театр имени Ленинского комсомола). С тех пор дружим. Изначальный вариант сценария был написан Эльзятой Манджиевой. Назывался "Далеко в степи". В нем я увидел идею, с которой интересно работать. Потом я нашел калмыцкую легенду про верблюда-громовержца. Так появился "Небесный верблюд". Сценаристка Эльзята Манджиева - дочь замечательного калмыцкого писателя Олега Манджиева. Именно книги ее отца помогли мне увидеть и полюбить этот необычайно поэтичный и мудрый народ.

    У вас всегда играют непрофессиональные актеры. Они органичнее звезд?

    Юрий Фетинг: Почему всегда? В "Рождественской мистерии" снимались Чулпан Хаматова, Абдулов, Шакуров, Кравченко… Куда больше. Но в этой истории должны были появиться жители калмыцких степей. Кто же из наших медийных актеров может их сыграть? Мы пересмотрели все калмыцкие театры. Нашли необычайно смешные и выразительные лица. А главные роли играют мальчишки: тринадцатилетний житель калмыцкой деревни Миша Гасанов и шестнадцатилетний житель Петербурга Петя Новиков.

    Впервые я увидел Петю за девять месяцев до начала съемок. Он в парке возле "Ленфильма" ругался с каким-то парнем. Но как ! Я подошел и напрямую задал вопрос: "Будешь сниматься в кино?" Петя не смутился и ответил : "Легко!" "А кульбит или стойку на руках можешь?" И Петя тут же встал на руки.  Оказалось, что он живет с бабушкой и его судьба во многом похожа на судьбу его киногероя - сбежавшего из детдома уличного факира по кличке Полтинник.

    Белобрысого Петю мы решили пораньше привезти на съемки, чтобы он успел загореть и стал похож на жителя степей. Наш пиротехник взял его в помощники. В результате, Петя то и дело не вовремя выбегал в кадр с дымовой шашкой. Из-за него останавливались съемки. Он получал травмы, заводился с местными хулиганами. В общем, делал все то, что мог бы сделать его неудачливый киногерой. Наверное, поэтому на экране он такой органичный и обаятельный балбес.

    Главного героя - тринадцатилетнего Баира - сыграл деревенский школьник Миша Гасанов. Интересно, что на роль его отца мы пробовали многих актеров, а затем увидели домашнее видео, где возле Миши был его школьный учитель, музыкант Батр Манжиев. Мне кажется, что их духовная близость - это то, что никакой актер не смог бы сыграть. Батр не только сыграл отца, но и написал и спел в нашем фильме свою песню. Основную музыку для фильма сочинил и записал с симфоническим оркестром петербургский композитор Максим Кошеваров.

    Как  работалось с детьми?

    Юрий Фетинг: Маленькие дети в кино - это особенный случай. Они ничего не могут сыграть, могут только прожить. Пятилетняя Ира Хургунова уже во время кастинга проявила непростой характер, поссорилась с папой-актером, который мешал ей сосредоточиться, и отказалась сниматься. Другая шестилетняя претендентка на роль была уже готовой актрисой, она знала, как надо изображать чувства и… никаких капризов. И все же мы решили пойти на риск и выбрали непосредственность пятилетней. Вся группа знала, что на съемках нельзя над девочкой смеяться, как бы смешно она не проявляла себя. Папа ее дразнил, и девочка по-настоящему обижалась, топала ногами и рыдала. Каждый дубль заканчивался аплодисментами нашей маленькой героине. Ей это так понравилось, что она требовала, чтобы ей дали еще порыдать на бис.

    Ну а Сухорукову досталась роль?

    Юрий Фетинг: Виктор сыграл практически себя самого - Виктора Ивановича, немолодого заслуженного кинематографиста, администратора киногруппы. По сюжету, американцы снимают кино, им потребовался верблюжонок, и администратор должен привезти этого верблюжонка на съемки.

    Надо сказать, что мы получили в Минкульте поддержку во многом благодаря Сухорукову. Он примчался на питчинг, наговорил много хороших слов о моих прежних картинах и о проекте "Небесный верблюд" - горячо, как он умеет, и с актерским блеском. Жюри не устояло…

    В каких местах снимали?

    Юрий Фетинг: Съемки проходили в окрестностях и на самой священной для калмыков горе Богдо. В соляной пустыне озера Баскунчак, на берегах Кровавой реки, в степи, в пещерах и скалах.

    Рай для оператора!

    Юрий Фетинг:  Для хорошего - рай. И, слава Богу, я увидел студенческие работы выпускника петербургского университета кино и телевидения Антона Жабина (мастерская Эдуарда Розовского и Сергея Астахова) и понял - этот дебютант может! Уверен, что зрители по достоинству оценят его талант.

    Поделиться: