Кроме того, вводится запрет на получение такими компаниями государственных инвестиций, в том числе за счет внесения государственных и муниципальных бюджетных средств и средств госбанков в уставный капитал.
"Поправки в Бюджетный кодекс коснутся офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью, то есть в том числе российских компаний с иностранным участием, где учредителем является офшорная компания или есть некая цепочка дочерних и материнских компаний, у основания которых в конце концов все равно стоит офшорная компания. По сравнению с действующим порядком таким компаниям не будут предоставляться госсубсидии и госгарантии, а также гарантии банков с госучастием. Конечно, для таких компаний это означает определенное ограничение возможностей, но говорить об ущемлении интересов налогоплательщиков не стоит", - считает руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.
По его мнению, проект поправок вписывается в рамки общего тренда деофшоризации. "Достаточно вспомнить нормативные акты, которые принимались до этого: например, норма об управляемых иностранных компаниях или вменение в обязанность государственным предприятиям при проведении тендеров раскрывать конечного бенефициара по иностранным юрисдикциям. Введение запрета на субсидии для иностранных и российских компаний, де-юре управляемых офшорами (хотя фактически в 99% случаев они управляются российскими гражданами, которые используют офшорные юрисдикции для получения налоговых преференций и обеспечения анонимности), - последовательный и правильный шаг в рамках установок главы государства на возврат капиталов в Россию", - считает эксперт.
Законопроект уже давно лежит в Госдуме и сейчас нуждается в серьезной доработке, уверена Наталья Кордюкова, замдиректора департамента международного налогового планирования по юридической работе юридической фирмы "Клифф": "Если рассмотрение законопроекта сегодня состоится, то документ, очевидно, не будет принят в том виде, в котором он представлен к рассмотрению, - сейчас это технически невозможно. Этот законопроект являлся дополнением к законопроекту N 295667-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который Госдума рассматривала в июне прошлого года. Законопроект N 295667-6, в частности, содержал в себе понятие "компания с офшорной подконтрольностью", которым оперирует законопроект N 463058-6 о Бюджетном кодексе. Нюанс в том, что июньский законопроект N 295667-6 был отклонен Государственной Думой в первом чтении, понятия "офшорная подконтрольность" сейчас в российском праве не существует. Рассмотрение законопроекта N 463058-6 вне общего пакета, которого, очевидно, еще нет, бессмысленно".
По словам Кордюковой, сейчас никаких специальных ограничений для офшорных компаний, претендующих на государственную поддержку, не существует - теоретически они могут участвовать в этих отношениях на общих основаниях. Очевидно, что такая ситуация требует разной оценки в отношении господдержки самих офшоров и поддержки российских компаний с так называемой офшорной подконтрольностью.
По ее мнению, предложенная норма могла бы не только усложнить положение иностранного бизнеса в России, но не принесла бы никакой практической пользы государству. Механизмы государственных субсидий, инвестиций и гарантий направлены на адресную поддержку стратегически важных для страны компаний и отраслей, получить такую поддержку без основания по закону невозможно. Заведомо неэффективное предоставление средств и гарантий, как и плохой контроль за их применением, - это системная проблема совсем другого порядка, ее нельзя решить за счет таких ограничений. Отказывать в поддержке приносящим пользу обществу и стратегически важным компаниям только на том основании, что среди их учредителей есть офшорные иностранные структуры, крайне опасно. "Тем не менее, учитывая тенденции налогового законодательства последнего времени, с большой долей уверенности можно сказать, что в ближайшем будущем офшорам будет запрещено напрямую участвовать в получении государственных инвестиций, гарантий и субсидий, равно как и, например, в государственных контрактах и закупках", - считает эксперт.