Электронные торги госимуществом не сумели потеснить "классику"

В ближайшее время классические продажи приватизируемого госимущества "с молотка" никуда не денутся, а электронные торги будут использоваться как один из вариантов продаж. О сильных и слабых сторонах тех и других торгов рассказали участники экспертного совета "Законодательные новации в сфере приватизации. Классические и электронные торги: плюсы и минусы" в медиацентре "РГ".

Поправки в 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", допускающие продавать практически все госимущество с электронных торгов, были приняты еще в 2010 году. Спустя два года правительство утвердило положение об электронных торгах в сфере госимущества, а минэкономразвития обязалось в течение полугода отобрать электронные площадки, которые поделили бы между собой рынок объемом в сотни миллиардов рублей в год. И хотя списка площадок до сих пор нет, пилотные проекты электронной приватизации уже приносят хорошую прибыль. При этом эксперты уверены, что переходить полностью на электронные торги пока не имеет смысла, да и со списком площадок торопиться не стоит. А если все-таки принимать решение по предоставлению права на осуществление электронной приватизации, то с организацией продажи имущества сегодня справятся пять крупнейших электронных торговых площадок (ЭТП), которые занимаются проведением госзакупок.

"Я не сторонник тотального перехода на электронные торги, также не нужно оставлять только классические. Выбор удобной процедуры должен быть за госорганом, который продает актив, - считает Андрей Степаненко, генеральный директор "Российского аукционного дома". - При этом важно учитывать объем лота. Одно дело продавать гараж площадью 20 кв. м, стоимостью 1 млн руб. со стандартными характеристиками, а другое - продавать 100% акций предприятия стоимостью 1 млрд рублей, которое сегодня производит товары, замещающие импортные". По его мнению, процедура торга при продаже крупного актива должна быть максимально публичной, поэтому продавать его лучше "с молотка".

Кроме того, крупные приватизируемые лоты требуют тщательного изучения и личных контактов покупателей с продавцом, то есть в электронном виде возможна только сама процедура аукциона. "Сегодня даже подать заявку на участие в торгах можно только в бумажном виде, а есть еще протокол и заключение договора, которые возможны только при очном участии сторон. Нужно поменять еще двадцать законов, чтобы полностью перейти на электронные торги", - сказал Андрей Степаненко. Он также подчеркнул, что сегодня не имеет смысла ставить государство в жесткие рамки и выбирать между классическими и электронными торгами. "Электронные торги нужны, но в понятном для бизнеса формате. Нужно оставить продавцам право выбора инструмента и нельзя заставлять всех действовать одинаково", - считает Андрей Степаненко.

Несмотря на то что продажи государственного имущества на электронных торгах только обсуждаются, а сам термин "электронная приватизация" еще не привычен для участников торгов, в Москве и Санкт-Петербурге уже были запущены пилотные проекты. "Питерский проект быстро пришлось свернуть, а вот столичный и сегодня показывает хорошие финансовые результаты. Превышение цены на электронном аукционе сопоставимо с результатами классических торгов, - рассказала Анжелика Иманова, руководитель комитета по распоряжению государственным и корпоративным имуществом "Российской гильдии управляющих и девелоперов". - Другой вопрос, какого качества объекты туда выставляются и их ценовая категория. Первые активы были недорогие, но практика оказалась успешной".

При этом она заметила, что в недавнем докладе Федеральной антимонопольной службы говорилось об отсутствии конкуренции на электронных площадках, а вводить в таких условиях электронную приватизацию в отношении объектов госимущества - как федеральных, так и региональных - пока рано, а может, и вовсе глупо. "Нужно продумать, как совершенствовать систему изнутри: от пакета документов до формата торгов, а главное, поменять отношение государства к инвесторам, которые готовы вложить деньги в его активы, а не просто совершить покупку", - считает Анжелика Иманова.

Изначально предполагалось, что организация электронных торгов госимуществом по своей сути должна быть схожа с тем, как это сейчас происходит в сфере госзаказа. Продавец имущества должен выбрать форму торгов, утвердить все их существенные условия и опубликовать эту информацию. Обязанности электронной площадки в основном заключаются в обеспечении правильного функционирования программного обеспечения - всем участникам торгов должны быть предоставлены равные условия и конфиденциальность. На практике возник ряд технических вопросов от покупателей. "Были случаи, когда отключался монитор или зависала программа во время торгов. Если обратиться в службу поддержки, то потеряешь время, а в суд без доказательной базы с одним монитором не пойдешь, нотариус это дело не заверит. Отсюда ряд вопросов. Сложилась такая ситуация, когда нужно ориентироваться все-таки на покупателя", - считает Анжелика Иманова.

По словам Ольги Марковой, заместителя генерального директора - директора департамента по управлению объектами недвижимости "ВЭБ Капитал", и классический, и электронный аукционы не всегда позволяют эффективно продавать госимущество. Особенно важно учитывать такой актив, как интеллектуальная собственность. "Сегодня интеллектуальную собственность, где имеются научные разработки у компании, сложно оценить. Можно недооценить значимость этой компании, ее кадрового ресурса, если не провести детальную оценку и изучение предмета интеллектуальной собственности акционерных обществ", - пояснила Ольга Маркова.