Как можно охарактеризовать ситуацию с соблюдением прав человека на Украине?
Анна Нейстат: В ходе вооруженного конфликта есть нарушения с обеих сторон. Очень много нарушений со стороны добровольческих украинских батальонов, таких как "Азов", "Айдар". Речь идет о похищениях людей, грабежах и тому подобном. Делегация Amnesty International поднимала этот вопрос в сентябре в беседе с украинским руководством, в частности с премьер-министром, с генпрокурором, с главным военным прокурором. Но особых изменений, на мой взгляд, пока нет.
Какое впечатление оставила встреча с этими людьми?
Анна Нейстат: Им не очень понравилось, что разговор на встрече пошел про добровольческие батальоны. Тем не менее было обещано начать расследование. Но есть проблема - командование вооруженных сил Украины полностью полагается на эти подразделения при проведении операций в некоторых районах на юго-востоке страны. И складывается впечатление, что взамен в Киеве закрывают глаза на многие действия таких отрядов.
Но добровольческие отряды, надо полагать, не единственное нарушение прав человека?
Анна Нейстат: Мы уже не раз заявляли об неизбирательных обстрелах в Донецке и других районах. У нас есть совершенно точные сведения об использовании кассетных боеприпасов. Другое дело, что в силу специфики этого вида оружия фактически невозможно определить, с какой стороны такие снаряды прилетели. Есть и еще одна проблема, это военнопленные. То есть формально они не являются таковыми, поскольку речь идет о внутреннем конфликте, но по сути это именно военнопленные. У нас есть сведения, что обращение с ними не соответствует международным стандартам, детали мы проясняем. Сейчас, когда начались обмены пленниками, думаю, у нас появится больше информации.
Рассматривает ли Amnesty как правозащитную проблему факт лишения российских журналистов аккредитации на Украине?
Анна Нейстат: Да. Вообще, на мой взгляд, сейчас ограничения в части свободы прессы на Украине становятся все более очевидными. Кроме того, там встречаются и случаи самоцензуры, когда руководство СМИ решает отстранить журналистов от работы, от греха, что называется. То есть просматривается тенденция, причем нехорошая. На майдане столько говорили о демократических свободах, и где они?
Нарушения в ходе "евромайдана" в докладе тоже рассматриваются?
Анна Нейстат: Мы даже выпустили доклад на эту тему. Проблема безнаказанности виновников преступлений в ходе "евромайдана" остается, причем речь идет об обеих сторонах, как об участниках протестов, так и о сотрудниках правоохранительных органов. Пока что расследование не продвинулось никуда. Оно начато Киевом, но ни к чему не привело. В ноябре 2014 года Киев заявил, что ряд сотрудников МВД и СБУ были арестованы в связи с убийствами на майдане. Но мы опрашивали потерпевших - их попытки добиться приговора, получить компенсации ни к чему не приводят. Двое низших чинов из числа сотрудников внутренних войск предстали перед судом, но это призывники. Касательно сожжения Дома профсоюзов в Одессе - были возбуждены дела в отношении 21 человека, но на этом все.
Как относятся к Украине на Западе, по вашей оценке?
Анна Нейстат: Там опасаются большой войны в Европе. Есть угроза вмешательства НАТО, а если ситуация ухудшится - это означает потоки беженцев с Украины в Европу, которые ЕС сейчас совершенно не нужны. Amnesty инициирует на Украине расследования, по тем же добровольческим батальонам. Мы связываемся с властями в Киеве, когда украинские силовики захватывают журналистов. То есть какие-то разовые акции проводим. Но в целом изменить ситуацию на Украине очень сложно.
Документ комментирует председатель Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Михаил Федотов: Прекрасно понимаю составителей доклада в части информации об Украине. Там идет гражданская война. Люди гибнут тысячами. Десятки тысяч пострадавших, сотни тысяч оставшихся без крова. Гражданская война является страшнейшей трагедией, первой жертвой которой становятся права человека, прежде всего, право на жизнь. Поэтому, если мы хотим, чтобы права человека соблюдались на Украине, нужно остановить войну.
В отношении России международная правозащитная организация отметила свою озабоченность положением НКО из-за закона "об иностранных агентах".
Михаил Федотов: Совет является критиком этого закона. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на встрече с главой государства, и президент неоднократно с нами соглашался в том, что закон нуждается в корректировке. Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий создание механизма выхода из реестра, потому что пока реестр действует как мышеловка - вход есть, а выхода нет. Эта ситуация и несправедливая, и юридически неоправданная. У Совета есть замечания к этому проекту, и я надеюсь, что они будут учтены, тем более что они в значительной степени совпадают с замечаниями Общественной палаты.
Какое значение имеет доклад Amnesty International для Совета?
Михаил Федотов: Это важное исследование. К нам в Совет каждый год приезжает представитель Amnesty International для того, чтобы презентовать доклад и обсудить с членами Совета его содержание. По мере необходимости наши комиссии изучают его. А вообще, мы сотрудничаем со множеством международных правозащитных организаций, к числу которых относится и Amnesty International.
Подготовил Владимир Петин