Вы помните свой самый первый снимок? Я знаю, что вы не мечтали стать фотографом с самого детства.
Альберт Уотсон: Когда мне было 14, я впервые взял в руки семейную камеру и сделал несколько фотографий моей сестры. Мне это очень понравилось. Семь лет спустя моя жена подарила мне мою первую камеру. Тогда я изучал графический дизайн в университете, и мне показалось, что очень хорошо комбинировать фотографию и графический дизайн. Именно с того момента фотография стала смыслом моей жизни.
Как вы думаете, фотография - это призвание, дар свыше или просто ремесло, овладеть которым может любой?
Альберт Уотсон: Это очень хороший вопрос. В английском языке есть выражение perfect marriage, то есть "идеальный брак, союз". Этот союз может касаться чего угодно, не только мужчины или женщины. Когда человек рождается, его мозг подает сигналы, которые симпатизируют тем или иным вещам в нашем мире. Но только важно распознать эти сигналы. Они должны сложиться как кусочки паззла. Для меня камера - это кусочек той мозаики, который встал на свое место, и все получилось. Некоторые люди имеют предрасположенность к тому или иному занятию. Например, Моцарт имел предрасположенность к музыке. Можете называть это даром. Только внимание: я не говорю, что я Моцарт. Я могу только мечтать быть таким, как он. Просто привожу пример. Когда камера попала ко мне в руки, мне сразу показалось, что она какая-то удобная и комфортная. Но это не значит, что делать фотографии легко. Это значит, что мне было с ней удобно работать. Плюс есть еще один кусочек паззла - я могу найти красоту во всем. (Здесь Уотсон останавливается, берет в руки свой айфон и делает снимок стоящего на столе стакана. Кадр получается незаурядным - грани стакана необычно подсвечиваются в солнечном свете. - Прим. авт.) Вот видите, мне легко сделать фотографию, но это не значит, что мне не нужно работать. Даже если у вас есть дар свыше, вы обязаны работать. Но и потом, фотография - это своего рода удача. Уверен, что множество людей, к примеру, в центре Африки, обладают способностью видеть кадр, но камера ни разу не попадала им в руки. Так что это дело случая. Я бы сказал так: составляющие успешного фотографа - одаренность свыше, случай и, конечно, упорная работа.
Кажется, что вы фотографировали всех голливудских звезд. С кем было проще всего и интереснее работать?
Альберт Уотсон: Интереснее всего мне было работать с Джеком Николсоном. Он очень легкий на подъем, харизматичный, любит шутить. Мне кажется, что все, кто с ним работает, испытывают настоящее удовольствие от этого. У него есть все - шарм, обаяние, список можно долго продолжать. Мне было очень комфортно с ним.
Герои ваших фотосессий диктуют вам свои условия: как снимать, с какого ракурса, или они послушны и всегда выполняют все ваши пожелания?
Альберт Уотсон: Конечно, я главенствую на площадке. Если все наоборот, то непонятно, зачем вообще устраивать фотосессию. Мне может прийти в голову идея сфотографировать человека со стаканом на голове, но человеку она может не понравиться. Это нормально. У меня могут возникнуть другие немного абсурдные идеи. Я, конечно, не буду их навязывать. Если я снимаю фотомодель из модельного агентства и мы делаем снимки для глянцевого журнала, то, конечно, она будет делать все то, что я говорю. Скажу поставить стакан на голову, она поставит и будет позировать.
А если я фотографирую Клинта Иствуда или Джонни Деппа, то здесь уместна дискуссия.
Как создавался знаменитый портрет Альфреда Хичкока? Почему второй герой на снимке гусь?
Альберт Уотсон: Я делал фотографию для журнала Harper s Bazaar. Это был 1973 год. Я жил тогда в Лос-Анджелесе. Harper s Bazaar хотел сделать специальный рождественский номер. И так как Альфред Хичкок прекрасно готовил и был большим гурманом, то журнал опубликовал его рецепт рождественского гуся. Но Harper s Bazaar хотел сделать фотографию Хичкока, держащего поднос с гусем. А я попросил сделать другой кадр - мне хотелось, чтобы Хичкок держал гуся за шею так, будто он его душит. Снимок получился фантастическим, потому что сам Хичкок был фантастический. Я был тогда очень молод, а Хичкок - уже состоявшийся мэтр. Но он вел себя так, что мне с ним было очень комфортно - ни разницы в возрасте, ни разницы в положении я не ощутил.
Есть те люди, которых вы еще не снимали, но вам очень хочется с ними поработать? Леди Гага, например?
Альберт Уотсон: Мне всегда интересны люди, не обязательно звезды. Леди Гага - почему бы и нет? Я бы сфотографировал ее, если бы была такая возможность. Но ее так много раз уже снимали, что она не основная моя цель. Вообще мне интересны все. Если ко мне придет человек, он, к примеру, актер, и скажет: "Сфотографируйте меня на следующей неделе". Я с удовольствием его поснимаю. Я просто очень люблю фотографировать (смеется).
Судя по количеству сделанных портретов, их вы любите больше, чем, скажем, пейзажи?
Альберт Уотсон: Если я делаю в течение месяца пейзажи, то я буду счастлив снова снимать портреты. Если я снимаю в течение целого месяца разных людей, знаменитостей, членов королевской семьи, то мне захочется снова вернуться к натюрморту или пейзажу. Мне всегда интересна смена деятельности. А жанры я люблю все одинаково.
Что вы думаете о переходе на цифровые камеры? Есть ли разница для вас?
Альберт Уотсон: Я снимаю и на пленку, и на "цифру". В целом это, конечно, одно и то же. Если напечатать в журнале фотографию, сделанную на цифровом фотоаппарате, а рядом поместить фото с пленки, то обычный читатель практически не заметит разницы. Но фотографы постоянно спорят между собой, что лучше. Для меня разницы нет - снимать на "цифру" или на пленку. Для меня важнее, как напечатать фотографию. Я всегда печатаю их сам со своими ассистентами. Многие фотографы, даже очень известные, этого не делают. Они отсылают фотографии куда-то. Часто бывает так: я делаю фотографии на пленке, а потом загружаю их в компьютер и потом уже работаю с ними. Споры ведутся, но ясно одно: цифровая камера помогла сделать из любителей хороших фотографов.