Не исключено, что обещанного снижения ставок так и не произойдет. Ведь регионы никто не обязывает предоставить бизнесу сниженную налоговую ставку, а лишь рекомендует. "Налоговые отчисления в рамках специальных налоговых режимов полностью зачисляются в местный бюджет и бюджеты субъекта РФ, - напоминает Татьяна Кормилицына, партнер, адвокат, директор нижегородского представительства Юридической группы "Яковлев и Партнеры". - В таких условиях исполнительным органам регионов придется искать компромисс между возникновением выпадающих доходов бюджета и предпринимательским налоговым "климатом". А это может привести к тому, что субъекты не очень активно будут пользоваться предоставленными им полномочиями по снижению ставок".
Тем более что аналогичный порядок предоставления льгот бизнесу уже использовался. "Схожий механизм был ранее установлен для налоговых каникул индивидуальных предпринимателей (ИП). Практика показывает, что к сегодняшнему дню лишь несколько регионов приняли решение о введении налоговых каникул, при этом даже там, где они введены, воспользоваться льготами может лишь небольшое число предпринимателей, - говорит Егор Батанов, партнер Юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры". - Вероятно, что аналогичным образом будет развиваться ситуация и с пониженными ставками по УСН и ЕНВД".
Этим же законопроектом предлагается расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (ПСН). Проектом закона перечень дополняется такими видами деятельности, как: производство сыра, хлеба и мучных кондитерских изделий, рыболовство, деятельность по письменному и устному переводу, образование дошкольное, сбор, обработка и утилизация отходов, ремонт компьютеров, услуги по программному обеспечению. "В глаза в первую очередь бросаются виды деятельности, направленные, скорее, не на поддержку малого бизнеса, а на уменьшение себестоимости пищевых товаров за счет снижения налоговой нагрузки", - отмечает Рафаэль Костанян.
По мнению некоторых экспертов, чрезмерная свобода, которую предоставляет регионам законопроект, может негативно сказаться на предпринимательском климате. "Регионам предлагается дать право устанавливать ограничения на переход и применение спецрежима, понижение налоговых ставок, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, а также основания и порядок их применения. Такие права регионам действительно необходимы для тонкой настройки применения льгот в зависимости от конкретной экономической ситуации в регионе, - отмечает Денис Зайцев, старший юрист DS law. - Вместе с тем неконкретизированное право субъектов на введение таких ограничений может привести к созданию дополнительных барьеров для применения спецрежимов и, как следствие, к переходу на общую систему налогообложения с соответствующим увеличением налоговой нагрузки, то есть к совершенно противоположному эффекту. Например, предоставление права устанавливать ограничения на переход и применение какого-либо спецрежима может быть определено региональным законодателем как право уменьшить предельный объем доходов, до достижения которого возможно применение УСН (например, с 60 млн руб. до 15 млн), в результате пострадает бизнес". Это не значит, что власть регионов в настройке спецрежимов следует ограничить, но в документе следует прописать полномочия субъектов яснее и устранить возможность изменения тех параметров применения спецрежимов, которые способны навредить бизнесу. К примеру, на федеральном уровне утвердить планку доходов на УСН, ниже которой регионы опускаться не смогут.
Это особенно важно, если учесть тот факт, что при действующих пределах доходов компании рискуют потерять право применения спецрежимов. "В связи с ускоренной девальвацией рубля и возросшими темпами инфляции у многих микропредприятий, особенно занятых в сфере торговли, значительно возросли обороты, - говорит Егор Батанов. - Вследствие этого многие из них рискуют по итогам года утратить право на применение специальных налоговых режимов и перейти на общую систему налогообложения, что приведет к значительному росту налоговой нагрузки на них".
В любом случае льготы, которые так нужны малому бизнесу сегодня, действовать начнут с большим опозданием. "Согласно ст. 3 законопроекта его положения будут применяться только со следующего налогового периода. Налоговым периодом по УСН и патентной системе является календарный год, - отмечает Рафаэль Костанян. - Следовательно, налогоплательщики смогут рассчитывать на налоговые послабления не ранее 2016 г. И только по ЕНВД указанные изменения (если они будут приняты в первой половине года) смогут применяться с третьего квартала 2015 года".