В США прошла премьера "Спящей красавицы" Алексея Ратманского

С тех пор, как Алексей Ратманский ушел с поста художественного руководителя балетной труппы Большого театра, за его премьерами трудно уследить. Но нынешнюю постановку приглашенного хореографа Американского театра балета ждали пристально по обе стороны океана. Масштаб и уровень амбиций впечатляют: Ратманский взялся за собственную версию знаменитого балета Петипа-Чайковского "Спящая красавица".

Слегка задвинутая в тень "Лебединым озером", "Спящая" остается очень притягательным балетом большого формата: с 1890 ее появлению на публике сопутствует адский труд театра и взрыв интереса публики.

Балетмейстеры ХХ века без конца переделывали классический шедевр - одни стремились вернуться к первоисточнику, другие - приспособить балет ко вкусам современников.

Когда-то танцевавший принца Дезире Ратманский выбрал первый путь и с головой окунулся в архивные раскопки, так что балетный мир заговорил о пяти тысячах оцифрованных фото в его компьютере и готовности Ратманского биться насмерть за каждую букву танцевального текста.

Примерно так же его коллега Сергей Вихарев восстанавливал "Спящую" в Мариинском театре в 1999 году, и копий о "музейную версию" тогда было поломано много. Этот подход устроил шефа Американского балетного театра (American Ballet Theatre) Кевина Маккензи, предоставившего в распоряжение Ратманского труппу. Американская труппа вот-вот празднует юбилей, и ей просто необходим знаменитый классический балет большого формата.

Еще важнее, что история показалась интересной прима-балерине Диане Вишневой, в прошлом году отметившей 10-летие своего сотрудничества с ABT.

Ради профессиональных достижений балерина-трудоголик готова работать круглосуточно и как никто умеет переключать регистры от суперсовременных танц-спектаклей до нежно любимой классики.

Помогали рождению спектакля ее постоянный партнер Марсело Гомес и самая знаменитая Принцесса Аврора Ленинградского Кировского театра Ирина Колпакова.

Для Вишневой, чей роман с главной героиней спектакля начался еще в школе, эта версия Принцессы Авроры официально стала пятой по счету. Неофициально - трудно сказать, какой: даже популярную в Европе редакцию Рудольфа Нуриева каждый театр немного обнашивает под себя.

Главной трудностью для танцующих стала скрупулезность Ратманского, решившего во что бы то ни стало следовать архивным записям, а ведь они, в отличие от современных видео, далеки от совершенства.

Ратманский требовал почти невыполнимого: чтобы ноги не поднимались выше 45 градусов, чтобы туры были не сильны, прыжки не высоки, а все вместе дышало кокетством и шармом belle epoque русского императорского балета. Это как если гонщика современной Формулы-1 пересадить на элегантный роллс-ройс начала века, требуя не превышать скорость.

Однако в случае с Вишневой и труппой ABT вопрос о профессиональном подходе к задачам не возникает, и сумасшедший успех премьеры тому свидетельство.

Конечно, критика Лос-Анджелеса отметила визуальную эклектику: сценографию к постановке делал по мотивам Леона Бакста (писанных им уже для Русского балета Дягилева) дизайнер Ричард Хадсон, тот самый, что придумывал облик бродвейского "Короля Льва" - и легкий бродвейский шик немного проглядывает. Но успех действительно оглушительный, и теперь новая старая "Спящая красавица" пройдет в мае-июне на сцене Линкольн-центра, а в октябре станет главным спектаклем закрытия ЭКСПО-2015 в Милане.