Уже сейчас можно прогнозировать основную тему этого обсуждения - меры государственного регулирования в части взаимодействия производителей и товаропроводящих сетей. В частности, речь пойдет о проекте закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности", предложенном группой депутатов ГД и членов СФ, который уже проходит экспертную оценку в профильных ведомствах.
Роль розничной торговли в экономике трудно переоценить. Прежде всего она обеспечивает социальную стабильность - за счет всеобщей доступности продуктов и других товаров повседневного потребления.
Розничная торговля составляет 25% ВВП страны, обеспечивает рабочими местами более 4 млн человек (а это более 5% всей рабочей силы) и продолжает расти, несмотря на кризис.
За последние десятилетия сложился механизм, который обеспечивает не только насыщенность продуктами, но и управляемость этим рынком в масштабах страны. Так, в условиях закрытия российского рынка для продуктов из-за рубежа торговые сети довольно быстро сумели заместить их продукцией отечественного производства, не допустив дефицита или пустых прилавков. Российские производители получили хороший шанс для развития, и стимулирующие меры государства помогут им наращивать производство. Но растущему производству нужен надежный сбыт.
Сети тратят основную прибыль на развитие - на новые магазины. То есть на новые каналы сбыта и новые рынки для тех же производителей. К примеру, в 2013 г. 40% капитальных затрат трех крупнейших сетей пошли именно на строительство современных розничных площадей.
В России даже крупнейшие ретейлеры не являются монополистами и не могут диктовать свои условия рынку: у нас нет сети, которая одна бы контролировала хотя бы 10% рынка. Более того, даже если представить, что крупнейшие сети перестанут конкурировать между собой и заключат картельное соглашение, их совместной силы все равно не хватит, чтобы диктовать свои условия. Совокупная доля топ-5 сетей составляет лишь 20%, намного уступая доле топ-5 игроков в основных категориях FMCG (62% - в "кондитерке", 58% - в "алкоголе", 55% - в "молочке"). Для сравнения: по данным BCG (The Boston Consulting Group), доля топ-5 ритейлеров составляет в Германии - 71%, в Великобритании - 67%, во Франции - 66%. Поэтому, очевидно, сложившиеся взаимоотношения между производителями и ретейлерами не вытекают из "монополизма" сетей, а имеют объективные рыночные причины.
Понятно, что продвигать рынок нужно сначала с того "конца цепочки", где он менее развит. Если какие-то производители не могут "попасть на полку", это только подтверждает, что другой "конец цепочки" недостаточно велик. Поэтому розничные сети и развиваются опережающими темпами по отношению к производителям: во многих регионах нет ни логистической инфраструктуры, ни цивилизованных посредников, ни достаточного количества торговых точек.
Есть исторически сложившееся ложное восприятие торговли в целом как "спекуляции" - перепродажи. Отсюда и возникают требования к рознице - "восстановить социальную справедливость". Однако современная розница очень затратный бизнес даже без учета вышеупомянутых расходов на развитие и капитальное строительство. Средневзвешенные расходы розничных сетей, по данным АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли), составляют минимум 20% от конечной цены для потребителя: 9% - расходы на персонал, 4% - аренда, 2% - ЖКХ, 3% - прочие расходы в магазинах, 2% - потери.
Особенно затратна для сетей именно работа с небольшими отечественными поставщиками: они, как правило, производят товары в одном регионе, не поддерживают их рекламой и не имеют собственной логистики. Поэтому большую долю в розничной цене их продуктов в федеральных сетях составляют как раз логистика и продвижение - при сравнительно небольшой начальной себестоимости.
Степень "закрытости полок" сетей для отечественных производителей преувеличена. Сейчас в ряде федеральных торговых сетей количество локальных поставщиков достигает 70%, а в категориях скоропортящихся товаров (хлеб, молочные продукты и т.д.) - до 100%. Никто из ретейлеров не будет без объективных причин отказываться от качественного поставщика, как говорят эксперты отрасли, "если производитель дорос до сетей, они его берут с удовольствием". Тем более в сегодняшних условиях, когда сети, фактически экономя госбюджет, за свой счет дотируют социально значимые продукты и нуждаются в недорогих поставщиках. А если производитель пока не может обеспечить достаточные объемы и стабильное качество поставки, не может "вложиться" в упаковку и продвижение, ему нет смысла на этом этапе собственного развития во что бы то ни стало "вставать на полку" в крупной федеральной сети.
Поэтому, скорее всего, единственный разумный вариант дальнейшего развития потребительского рынка и его государственного регулирования - развитие многоформатной структуры торговли, как это и предусмотрено существующей "Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года". Только рост конкуренции на розничном рынке и повышение его цивилизованности обеспечат достаточную продовольственную безопасность, в том числе доступность продуктов и, соответственно, социальную стабильность в масштабах страны.
Справка
По данным BCG, Россия в несколько раз уступает ведущим развитым странам по количеству квадратных метров торговых площадей на 1 тыс. населения- около 700 м[2]. В США, Канаде, Австралии этот показатель, который прямо коррелирует с уровнем жизни в стране, составляет в среднем около 3000 м2.