Новости

13.03.2015 00:20
Рубрика: Культура

"Братьям и сестрам" Льва Додина - 30 лет

"Братьям и сестрам" Льва Додина - 30 лет. Малый драматический театр - Театр Европы. 13 и 14 марта, Санкт-Петербург.

Легендарным "Братьям и сестрам" Льва Додина - 30 лет. Спектаклю, оставившему мощнейшее эмоциональное и театральное впечатление на всю жизнь. Буквально каждому, кто за эти тридцать лет смог ощутить как часть своей личной биографии феномен "Братьев и сестер", переживших и советское, и постсоветское время. И прожить вместе с героями эпопеи Федора Абрамова и актерами Льва Додина восемь часов сценического времени, вместившими всю судьбу, трагедию, боль, правду и веру послевоенной деревенской России, а оказавшихся удивительно созвучными переживаниям простого человека в любой точке земного шара. (Список наград и стран, где на протяжении всей тридцатилетней истории "Братьям и сестрам" рукоплескали всегда стоя - тому подтверждение.)

Этот спектакль стал не просто непревзойденной театральной эпохой - мерой народной правды, эталонной и по сей день. Когда вышел первый вариант "Братьев и сестер", Льву Додину было всего 33 года. В библейском возрасте он вел речь о том, что все в мире - братья и сестры, и все в мире знают, что такое несбывшиеся надежды, вера и иссякающая вера, любовь, ненависть, сытость, голод, страсть...

Но немного необходимой хроники. В 1977 году актерский курс Льва Додина и Аркадия Кацмана начинает работу над Федором Абрамовым и едет в творческую экспедицию на родину писателя в деревню Веркола Архангельской области, ставшей прообразом села Пекашино в эпопее "Братья и сестры". В 78-м зрители дипломного спектакля "Братья и сестры" Ленинградского государственного института театра и кинематографии присутствуют при рождении, по сути, нового театра и новой, невероятно правдоподобной театральной эстетики, о которой говорить потом будут с тем же придыханием, с каким старожилы рассказывали о великих мхатовских "Трех сестрах" Немировича-Данченко. Далее, спустя семь лет, в марте 85-го года состоится премьера второго варианта - уже в санкт-петербургском Малом драматическом театре - тех "Братьев и сестер", тридцатилетие которых мы сейчас и отмечаем.

За это время многие исполнители из студентов выросли в актеров национального значения. Текст Абрамова оказался наполнен Достоевским, Чеховым, Шекспиром, Гроссманом, вошедшими в репертуар Малого драматического театра. Лев Додин перешагнул семидесятилетний рубеж. И решился на третий вариант "Братьев и сестер", приступив к репетициям с молодыми актерами, которым пока только предстоит испытать и передать всю мощь театральных сопряжений "Братьев и сестер". Чтобы и их, новые зрители смогли сказать: это про нас.

В Манеже показывают модные фотосессии

ЦВЗ "Манеж", фестиваль "Мода и стиль в фотографии", до 2 апреля

Здание Мультимедиа Арт музея, несмотря на свои масштабы, не в силах вместить все проекты, которые создаются в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии". И по традиции выставки, кроме МАММ, можно посмотреть и на других московских площадках.

Выставки в ЦВЗ "Манеж" проходят в этом году под знаком испанцев. Гостям представили: фотолетопись испанской моды за последние 40 лет "Охотники за трендами?", фотопортреты Рикардо Лопес Буэно "Внутренний пейзаж", фотографии Изабель Муньос "Море-камень". Также в "Манеже" показали проект российского фотографа Марго Овчаренко "Am I Beautiful?", проект журнала "Сноб" "Стоп-кадр. Ностальгия", серию работ Мишеля Платника "После" и еще одну летопись - закулисье Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week "Крупный план: неделя моды".

"Охотники за трендами?" - 67 фотографий с модных показов испанских модельеров, снабженных цитатами о моде и стиле.

Самый запоминающийся в пространстве "Манежа" проект - широкоформатные портреты неизвестных людей, которых пригласил в студию Рикардо Лопес Буэно. Все они созданы в единой стилистике - стертый фон, неприметная одежда, мельчайшие подробности лица и главное - акцент на глаза. Герои - простые испанцы - врач, дирижер, адвокат, учительница. Фотограф хочет познать "внутренний пейзаж" всех этих людей. Ведь встречают по глазам, которые, как известно, зеркало души.

25-летняя Марго Овчаренко - выпускница Школы фотографии им. Родченко. Ее "Am I beautiful?" - попытка понять суть красоты. Героини фотосессии, как и в случае с проектом Буэно, - неизвестные молодые девушки: они позируют перед камерой, уверенные в своей неотразимости.

В серии "После" француз с русскими корнями, Мишель Платник превращает силуэты людей в трехмерные конструкции и расписывает их в стилистике Фрэнсиса Бэкона. Прием трансформации использует и Изабель Муньос, которая соединяет силуэты артистов балета с фрагментами древних каменных истуканов, достигая сюрреалистического эффекта.

"Сноб" для фестиваля собрал забытые кадры из семейных, и не только, архивов - съемки фильма Тарковского "Ностальгия", кулисы спектакля Эфроса "Вишневый сад", воинские сборы Михаила Прохорова и другие черно-белые воспоминания. Эти кадры были представлены в качестве напоминания: тысячи снимков тонут в папках на жестких дисках. "Обязательно печатайте фотографии, подписывайте тех, кто изображен, иначе потом вы даже сами себя не узнаете на них", - призвала на вернисаже идейный вдохновитель фестиваля "Мода и стиль в фотографии" Ольга Свиблова.

Эдвард Радзинский расскажет на ТВ об уроках революции

Премьера программы "Эдвард Радзинский. Боги жаждут" - на канале "Россия 1", 17 и 18 марта в 00:35

Новая программа Эдварда Радзинского состоит из двух выпусков и четырех глав. Посвящена она урокам истории, в частности тому, какими последствиями для людей и государств оборачиваются революции.

17 марта в 00.35 покажут первые две главы. В первой автор приглашает зрителей проследовать в лучшие парижские гостиные галантного XVIII века. В одном из самых знаменитых французских салонов за несколько лет до конца этой блестящей эпохи великий мистификатор и маг Жак Казот предрек события, которые должны были трагически изменить и судьбы гостей именитого салона, и всей Европы. И уже вскоре началась Революция.

Вторая глава, собственно, о том, как начиналась Великая французская революция и как она проходила. Начиналась, как и другие революции, с праздника. Вихрь революции поднимает на вершины все новых и новых вождей-великанов, которые при падении окажутся карликами. Толпы черни заполняют великолепный Версаль, беспомощная королевская чета отправляется в Париж, Мария-Антуанетта, которая так прелестно играла роль служанки в придворном театре (по иронии Истории, ей придется сыграть эту роль во время неудачного побега из Парижа в дни революции). Но в это несчастное время она напишет самые счастливые слова своему возлюбленному: "Мой самый любящий и самый любимый человек на свете..."

18 марта в 00.30 - третья и четвертая главы программы. Глава третья о том, как заканчиваются "праздники непослушания": галантные игры и любовные похождения будут тоскливо и одинаково завершаться - на эшафоте. И уже один из революционеров воскликнул: "Мы хотели ниспровергнуть монархию, а основали новое царство - твое, палач". Телега палача объединит всех: и короля, и королеву, и знаменитых аристократов, и знаменитых революционеров и самого вождя революции Робеспьера со всей его новой свитой. Прошло время - и в середине XIX века знаменитый французский писатель, размышляя над итогами Великой французской революции, загадочно предрек: "Катастрофа, случившаяся в Париже, - это только начало. Мир ждет новый, куда более страшный, революционный катаклизм..."

О "наследниках революции" - часть четвертая. Кроме того, она еще и о России. В нашей стране к власти пришли верные ученики французских радикалов - большевики. Они усердно повторили все кровавые достижения французских революционеров, не забыв исполнить главный урок: "Революция, как античный бог, пожирает своих детей. Берегитесь! Боги жаждут!".

Виктор Зинчук сыграет в католическим соборе

Виктор Зинчук. Празднование Дня святого Патрика. 15 марта, воскресенье. Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Один из лучших гитаристов России в честь Дня святого Патрика выступит на необычной концертной площадке - в католическом соборе. Причем вместе с собственной рок-группой. О том, почему он выбрал столь необычную концертную площадку, Виктор Зинчук признался обозревателю "РГ".

- В католической церкви можно исполнять классическую музыку, там регулярно проходят такие концерты. А в этот раз пригласили выступить меня. - Рассказал Виктор Зинчук. - Теперь в соборе зазвучит и электрическая гитара, и акустическая. А еще - бас, ударные, скрипки... Мы выступим полным составом и сыграем Бетховена, Моцарта, Россини, Брамса, Шуберта, Шопена. Конечно, я с большим интересом и с волнением отнесся к такому приглашению, ведь атмосфера и акустика в соборе необыкновенные! Да и сами стены, кажется, будут помогать нашему звучанию: оно должно стать особенно возвышенным...

- А какое отношение этот концерт будет иметь к Дню святого Патрика?

Виктор Зинчук: Мы сыграем пять или шесть композиций и из моего кельтского альбома. Кельтская музыка - удивительная, в чем-то похожая и на древнеславянскую. У нас прижилась эта культура, пришедшая к нам из Ирландии, и уже не одно поколение выросло на книгах Толкиена. Я и сам ездил в Ирландию, осваивал там много новых для себя народных инструментов: банджо, другие... И в итоге четыре года работал над своим кельтским альбомом. Поэтому эта музыка для меня теперь тоже родная. Да и сам праздник День святого Патрика - веселый и доброжелательный.

Олег Митяев. Презентация альбома "Просыпаясь, улыбаться". 16 марта, понедельник. Московский международный дом музыки.

Предыдущий диск Митяева "Подзабытое чувство" вышел еще в 2011-м. Зато к альбому "Просыпаясь, улыбнуться" накопилось уже 20 новых песен. И в чем-то этот диск можно назвать даже музыкальным ЖЗЛ: часть композиций - посвящения хорошим и популярным людям: "Просыпаясь, улыбаться" - Федору Конюхову, "Его большое сердце" - Эльдару Рязанову, "Судьба" - Михаилу Евдокимову... Песня, давшая название альбому, звучит в концертах Митяева еще с 2014 года, это красивая, напевная баллада, как водится у музыканта - мудрая, наблюдательная и немного печальная. Да еще и с поучительными строчками "вы только зажигайте вовремя маяк и никогда вином не запивайте грусть"... На этот концерт стоит прийти ради домашней, уютной и дружеской обстановки, которая обычно устанавливается на концертах Олега Митяева. Тем более что он часто отвечает и на записки из зала, поет по просьбам зрителей. Да и истории из жизни и байки, которые Митяев в ответ порою рассказывает со сцены - с доброй, чуть ироничной улыбкой, - тоже почти как песни, только без музыки.

Культура Театр Драматический театр Театр с Ириной Корнеевой Гид-парк