На этот раз решение ЦБ было вполне ожидаемым, хотя эксперты "РГ" склонялись к тому, что снизить ставку нужно сразу до 13 процентов. Но, наверное, в пятницу, 13-го, это могло подать неверный сигнал.
Годовые темпы роста цен перестанут расти летом (итог по году - от 12 до 14 процентов), а за ближайшие 12 месяцев (март 2015 года к марту 2016 года) составят 9 процентов. Об этом глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров. Теперь главный риск, по оценке ЦБ, связан уже не с инфляцией, а с начавшимся падением производства - по итогам 2015 года сокращение ВВП составит 3,5-4 процента.
Решение ЦБ должно сделать кредит доступнее и помочь экономике вернуться к росту. Но "ставки по кредитам для значительной части бизнеса останутся ограничительными", признала Эльвира Набиуллина в ответ на вопрос "РГ". Ставки по вкладам также снизятся, но все же будут достаточно высокими для того, чтобы стимулировать сберегательную активность населения.
На бирже рубль на решение ЦБ отреагировал положительно. По оценке Эльвиры Набиуллиной, фундаментально обоснованный курс рубля на 10 процентов выше текущего. Так что доллар может ослабнуть до 55 рублей.
"Дно" экономического спада, по обновленному прогнозу ЦБ, придется на первый квартал следующего года. Затем спад сменится ростом. В 2017 году он может превысить 6 процентов. Расходы населения на конечное потребление сократятся на 5,5 процента, что сопоставимо с кризисным 2009 годом. Базовые предпосылки и показатели нового прогноза ЦБ близки к прогнозу минэкономразвития, пояснила Набиуллина, отвечая на вопрос "РГ". Он исходит из сохранения санкций в 2015-2017 годах и низких цен на нефть (50-55 долларов за баррель марки Urals).
Ключевая ставка может быть вновь изменена 30 апреля.
Александр Абрамов, профессор департамента финансов НИУ "Высшая школа экономики":
- Ставки по банковским вкладам будут снижаться под влиянием ключевой ставки, но плавно, автоматической зависимости здесь нет.
Банки сейчас особенно нуждаются в деньгах населения, поскольку они отрезаны от западных рынков капитала. В меньшей степени снижение ставок затронет банки средней руки, которым деньги населения нужнее, чем крупным игрокам. Но, к сожалению, до конца года уровень инфляции будет превышать доходность по банковским депозитам.
Самым главным риском снижения ключевой ставки был валютный курс, потому что высокая процентная ставка удерживала банки от спекуляций с валютой. Однако в течение ближайших месяцев риски снижения курса рубля незначительны.
Спекуляции с валютой возможны при колебаниях цены нефти, но в последние два месяца стало очевидно, что цены на сырье меняются в более или менее стабильном коридоре и провал до 30-40 долларов за баррель маловероятен. При этом ЦБ нашел способ обеспечивать банки и их клиентов валютой, не подрывая стабильность курса рубля. Через валютное РЕПО ЦБ дает банковской системе на сверхльготных условиях столько валюты, сколько ей необходимо, поэтому на валютном рынке уже нет ажиотажа.
С точки зрения стабильности валютного курса это работает, хотя и достигается за счет золотовалютных резервов. Одновременно ЦБ почти в два раза снизил объем рублевого рефинансирования. Соответственно, у банков меньше рублей, которые они могли бы использовать для валютных спекуляций. Плюс некий общественный договор ЦБ с банками и экспортерами: нужны деньги - дадим, но не расшатывайте курс.
Что касается инфляции, то ключевая ставка на нее сейчас влияет не сильно, ее определяют последствия девальвации рубля и санкций. Но действие этих факторов будет в основном исчерпано через несколько месяцев. Поэтому будет логичным снижение ставки еще на один процент на следующем заседании совета директоров ЦБ. Более того, я думаю, что и сейчас был шанс снизить ставку сразу на 2 процента без последствий для курса рубля и для инфляции.
Когда ключевая ставка составит 13 процентов, стоимость коммерческого кредита выйдет на приемлемый уровень. Промышленности и населению нужно дать немного кислорода, но дозированно, чтобы не затронуть валютный курс, а связанные с ним риски опять же сейчас под контролем.
Ниже 13 процентов ставка в ближайшие месяцы вряд ли опустится. Впереди лето, а с ним и новые риски - повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США, которое спровоцирует усиление оттока капитала, плюс более напряженный график погашения внешних долгов компаниями и банками.