Американский киноактер Курт Рассел во вторник отметит 64-летие

17 марта 1951 года в американском Спрингфилде родился Курт Фогель Рассел. Его отец, Нил Оливер Рассел, более известный как Бинг, был танцором, актером, бейсболистом (вместе с сыном они снялись в нескольких картинах). Так что судьба Курта, похоже, была предрешенной: он с шести лет начал мелькать на телевидении, мечтая, впрочем, стать бейсболистом. И почти стал. Да вот только тяжелая травма поставила на профессиональной спортивной карьере крест - пришлось возвращаться в кино. Мы составили перечень самых ярких фильмов с Расселом.

"Элвис", 1979

Этот почти трехчасовой телефильм - пожалуй, не самая известная биографическая лента. Несмотря на то, что Рассел в роли Короля ничуть не менее крут и убедителен, чем, скажем, Килмер в роли Джима Моррисона в драме Стоуна. Неожиданно тонкая и явно с большой любовью проделанная работа Джона Карпентера, которого в дальнейшем мы узнаем как признанного мастера ужасов, боевиков, фантастики и их смесей. К слову, именно с "Элвиса" началось блестящее сотрудничество Карпентера и Рассела, впоследствии давшее целую россыпь жанровых шлягеров, бивших все рекорды, в том числе - и в советских видеосалонах: парни словно созданы были друг для друга.

Получивший три номинации на "Эмми", среди которых - за лучшую мужскую роль, "Элвис" рассказывает о детстве, юности и вообще становлении Пресли, обрываясь на 1969-м. То есть не показывает годы заката Короля, скончавшегося, как известно, в 1977-м.

Экранной партнершей Рассела по картине, исполнительницей роли Присциллы Пресли, стала Сизон Хабли. С которой Курт вновь - ненадолго, правда - встретится через два года в "Побеге из Нью-Йорка".

Кстати, что в контексте особо примечательно, первым появлением Курта Рассела в большом кино стала крошечная роль пинающегося мальчишки в картине 1963 года "Это случилось на Всемирной выставке", где пнуть ему предстояло… да-да, самого Элвиса Пресли. Во плоти. Также стоит вспомнить криминальную драму Дэмиена Лихтенштайна "3000 миль до Грейсленда" (2001), в котором персонажи в том числе Рассела и Костнера грабят казино, талантливо мимикрируя под подражателей Элвиса. 

"Побег из Нью-Йорка" (1981) / "Побег из Лос-Анджелеса" (1996)

Классика видео-эпохи. Именно роль орденоносного ветерана, сурового одноглазого мачо Змея Плисскина, презревшего законы погрязшей в безобразиях Америки, станет для Рассела визиткой и немедленно возведет его в пантеон героев боевиков (при том, что студия настаивала отдать роль Томми Ли Джонсу или Чарльзу Бронсону). Снятый за девять миллионов долларов, частично - буквально на коленке, "Побег" рассказывает о злоключениях на превращенном в одну большую тюрьму Манхэттене, где в результате теракта застрял президент США (Дональд Плезенс). Плисскину же предлагают его оттуда вызволить, взамен суля полную амнистию, даже обещают простить, что он обчистил хранилище федерального резерва. Тогда как главный оппонент Змея, криминальный босс Герцог (его играет ныне покойный культовый чернокожий актер и музыкант Айзек Хейз, человек, на протяжении восьми лет озвучивавший Шефа в мультсериале South Park), просто так плененного президента не отдает. Поскольку имеет на него свои подлые, далеко простирающиеся планы.

Интересный факт: в работе над картиной принимал участие будущий режиссер "Чужих", "Терминатора" и "Титаника". Джеймс Камерон… изготовил несколько макетов зданий для одной из незначительных сцен фильма.

С 2007 года ведутся разговоры о римейке Escape from New York. К "перепевке" "Побега" пытались привлечь то Лена Уайзмана ("Другой мир"), то Бретта Рэтнера ("Час пик"), а на роль Змея - то Джерарда Батлера, то Джона Бернтала ("Ходячие мертвецы")… Но воз и ныне там. Правда, в конце концов права на римейк приобрела студия XX Century Fox, почтительно пригласив (вроде бы) Карпентера стать продюсером возможного проекта.

Сценарий сиквела "Побега из Нью-Йорка" был написан и утвержден практически сразу - уже в течение трех лет, но работа над самой лентой, мягко говоря, затянулась, а после и вовсе была свернута: Карпентера сценарий не устраивал то тем, то другим (в основном - "легковесностью"). В итоге второй "Побег" сдвинулся с мертвой точки лишь в 1994 году, с полностью переписанным сценарием и полусотней миллионов бюджета. Являя собой незатейливый клон первой картины. С той лишь разницей, что вместо Большого яблока здесь тюрьма ЭлЭй ("царство преступности и безнравственности"), а каст - существенно понарядней. Помимо самого Рассела, более чем охотно согласившегося сыграть Змея еще раз, на экране Питер Фонда, Стив Бушеми, Валерия Голино, легенда эксплутационного кино Пэм Грайер и совершенно неузнаваемый Брюс "Эш" Кэмпбелл в роли министра здравоохранения Беверли-Хиллз.

В 1997 году Escape from L.A. выдвигался на престижную профильную премию "Сатурн" в номинации "Лучший фантастический фильм".

"Нечто" (1982)

Ни в малейшей степени не будет преувеличением сказать, что роль пилота Макриди в "Нечто" - самая известная работа Рассела, тогда как сама картина - один из наиболее известных и почитаемых фильмов ужасов в принципе. The Thing и по сей день, через все эти годы, выглядит крайне впечатляюще и даже шокирующее. При этом в прокате лента практически провалилась, едва сумев отбить бюджет - вполне скромный.

Картина поставлена по небольшому рассказу Джона Кэмпбелла "Кто идет?" (1938), попытка перенести который на экран до этого уже предпринималась - в 1951-м вышел фильм "Нечто из иного мира", ценимый знатоками. Но римейк шагнул дальше: во многом благодаря технологиям, хоррор Карпентера куда ближе к оригинальному рассказу. Соответственно, эффект несравнимо другой - "помясистей". В результате фильму был присвоен рейтинг R (дети до 17 лет допускались в зал лишь в сопровождении родителей), и в ряде случаев он подвергался серьезной цензуре.

Рассела утвердили на главную роль сразу, почти без проб. Актер как нельзя более кстати здесь со своим уже сложившимся образом решительного, хладнокровного, тертого "полярного волка". Кроме того, Карпентер очень хотел видеть в фильме и Плезенса, но тот не смог из-за графика.   

В 2011 году Маттис ван Хейниген снял якобы приквел картины (который, при ближайшем рассмотрении, является все-таки еще одним римейком), пригласив на главную роль Мэри Элизабет Уинстэд. В чем, собственно, сильнее всего и разошелся с версией Карпентера, сделавшего сугубо "мужское кино" (единственный женский персонаж старого "Нечто" был отбракован еще на стадии читки сценария).

Лет десять назад Карпентер похвастался в интервью, что у него есть хорошие идеи для The Thing II, и что он может вновь заполучить на роль (выжившего!) Макриди Рассела… но и этот воз и ныне там.

"Танго и Кэш" (1989)

Американская лента Кончаловского рассказывает о двух вечно конкурирующих друг с другом лос-анджелесских копах Рэймонде Танго (довольно нетипичная роль Сталлоне) и Гэбриэле Кэше (Рассел), в какой-то момент все же вынужденных объединиться для борьбы с подставившим их крупным мафиозо Перре (Джек Пэланс).

Комедийный экшн Андрея Кончаловского, пожалуй, не самый лучший фильм на планете и не золотая классика бадди-муви, но уж позолоченная - точно. Симпатичный боевик с массой отменных "пасхальных яиц" - киноманских отсылок. А вину в том, что "Танго и Кэш" "не выстрелил" так, как мог бы, не стоит валить на российско-американского режиссера. Дело в следующем: присмотревшись к процессу, продюсеры вдруг усомнились в его, режиссера, компетенции, так что финальный отрезок ленты уже доснимал не указанный в титрах Альберт Магноли (снимавший также киномюзикл Принца "Пурпурный дождь"). Лишь поэтому конец истории выглядит несколько чужеродным на этом празднике брутального юмора и сильно смазывает общее положительное впечатление.

Интересные факты. В эпизоде снялся Савелий Крамаров, эта безымянная роль стала для него одной из последних. Оператором картины сначала был утвержден Барри Зонненфельд ("Люди в черном"), но Сталлоне его буквально выжил с площадки - Барри уволили. 

"Тумстоун: Легенда Дикого запада" (1993)

Tombstone Джорджа Пана Косматоса ("Рэмбо: Первая кровь, часть II", "Левиафан") - один из самых стильных, взвешенных и известных "нео-вестернов". Наряду с "Быстрым и мертвым" Рэйми, "Железной хваткой" Коэнов, "Поездом на Юму" Мэнголда. То есть картин о Диком Западе, снятых уже после "золотой эпохи" Уэйна, Бриннера, Купера и молодого Иствуда.

"Тумстоун" дает свой взгляд на значительный для американской поп-культуры момент - так называемую перестрелку у корраля (загон для скота) О.К. в 1881 году в Аризоне. В ней приняли участие десяток человек - бандитствующие ковбои и представители власти. Цена вопроса стара как вечная мерзлота - раздел сфер влияния. Все случилось в считанные секунды, некоторые погибли, после началась вендетта.  

В "Тумстоуне" звездный состав: Эллиотт, Пэкстон, Торнтон, Зэйн, Рукер, Килмер, младший брат Сталлоне - Фрэнк. Рассел в своей - по большей части угрюмой - манере играет "по центру" - Уайетта Эрпа (на первом этапе предполагался Ричард Гир), сомнительных моральных качеств персонажа, тем не менее умудрившегося - в реальной жизни - умереть в возрасте 80 лет. Да и то - от болезни.

"Доказательство смерти" (2007)

Главный постмодернист современного кино Квентин Тарантино провел значительную часть жизни в видеопрокате, и неудивительно, что вырос он исключительно "насмотренным" и эрудированным юношей. Причем эрудированным во всевозможном странном, резервационном, узкожанровом - словом, не самом массовом - кинематографе. Далее эти знания он щедро конвертировал в собственные фильмы. Например, Death Proof, неряшливо "переведенный" у нас как "Доказательство смерти", - привет мусорному, нишевому экспло-кино 70-х, тому, где храбрые девицы отважно мстят подлецам-мужикам. В данном случае - персонажу Рассела (Курт обошел в кастинге на эту роль Рурка и Винга Рэймса, предлагали Сталлоне - Сталлоне отказался), очень нехорошему трюкачу Майку, шрамированному психопату, убивающему барышень. И жестоко за это поплатившемуся.      

Хотя можно охарактеризовать ленту и чуть проще, не мудря - разговорный триллер с "покатушками". Снятый в рамках совместного с Родригесом проекта "Грайндхаус", но после провального американского проката в Европе вышедший как самостоятельный фильм, Death Proof самим Тарантино считается его худшей картиной. Но зато Рассел трюкача Майка определенно не считает своей худшей ролью, явно получив от работы удовольствие.