Эту работу ждали. И у нее - длинная предыстория. Израильский формат "Военнопленный" был адаптирован американцами, вышел под названием "Родина" и стал одним из самых успешных проектов в жанре многосерийного кино. Теперь появилась и российская версия. "РГ" в преддверии показа, еще на стадии съемок, публиковала интервью и с Павлом Лунгиным, и с исполнительницей главной женской роли - Викторией Исаковой. Исполнитель главной мужской роли Владимир Машков ни в течение съемочного процесса, ни перед выходом сериала интервью не давал никому, сделав одно лишь исключение - для программы Сергея Брилева "Вести" в субботу". С разрешения ВГТРК публикуем это интервью.
Владимир Львович, форма дисциплинирует?
Владимир Машков: Дисциплинирует.
В фильме будет много про любовь. Это любовь на разрыв? В чем интрига?
Владимир Машков: Про интригу я рассказывать не буду, потому что надо смотреть. У меня не хватит таланта передать в трех словах, что же там происходит. Это история о жизни, о любви, о страданиях людей не совсем обычных. Лично я, как артист, не погружался в такой материал никогда. Понять - это значит почувствовать. Мне нужно было почувствовать. И у нас были консультанты очень серьезные - и действующие офицеры, и в запасе, с которыми я провел очень много времени.
То есть это не сказочка?
Владимир Машков: Нет. Они мне показали большое количество материалов, которые, я думаю, не стоит никому смотреть. Да и я не хочу их больше смотреть никогда. Я вдруг понял, что вот так погрузившись в эту историю, я и сам начинаю меняться. Но страдания моего героя и те вопросы, которые он старается поставить себе, я иногда боялся себе ставить просто. Вот это изменяет.
Фильм, возможно, легко понять неподготовленному человеку, там же очень закрученный сценарий, где многослойность идет - и психология, и политика, и военные действия, и детектор лжи?
Владимир Машков: В нем есть заложенная режиссером энергетически емкая основа, от которой невозможно оторваться. Мне кажется, очень важно смотреть картину внимательно. За долю секунды там иногда происходят кардинальные повороты и сюжета, и человеческих внутренних отношений.
Мы встречались с вами перед предыдущими премьерами на канале "Россия 1". Это "Кандагар" и "Пепел". Тогда была возможность посмотреть практически весь материал. В этот раз это корпоративная тайна. По большому счету есть только анонс. Очень необычно снято с точки зрения режиссерского подхода: это не кино и не телевидение, это где-то временами очень похоже на документальный фильм. Так и было? Как все выстраивалось на площадке?
Владимир Машков: Да, в этом смысле очень точно уловили. Операторы Левон Капанадзе и Иван Мамонов, а также режиссер погружали нас в эту атмосферу.
То есть документальный фильм не в плане величавости, а наоборот, очень близко, крупным планом?
Владимир Машков: Да, очень правдоподобно. Станиславский говорил артистам на сцене: "Не верю". Я задумался, почему же он это говорил. Он не верит в то, что это правда, или не верит тому, что плохо врет человек?
А здесь как?
Владимир Машков: Здесь на этот вопрос, я надеюсь, все зрители будут стараться себе ответить. Я до конца, видимо, в вашей корпоративной доле, потому что сам не видел целиком материал. Я сам с нетерпением жду.
Будете смотреть?
Владимир Машков: Буду. И с большим удовольствием. Я очень люблю смотреть по телевизору. Люблю смотреть и чувствовать людей в соседней квартире.
"На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю" - синхрон Владимира Машкова в сюжете программы "Вести", посвященном выходу сериала.
Александр Павловский, режиссер
Думаю, что это - замечательная картина. Долго, медленно и обстоятельно разворачивается действие, интересно смотреть, и захватывает уже вторая серия: что же, кто же, кто он на самом деле? Может быть, меня немного раздражает излишнее метание камеры, но это такая мелочь по сравнению с достоинствами фильма. И Машков хороший, и все актеры очень хороши. Уже по первым сериям видно, что ситуация, когда иногда - к концу сериала - не хватает запала, не про этот фильм. С этой картиной все в порядке.
Анна Арутюнова, киноэксперт
Сериал "Родина" - очень специфический продукт с точки зрения рассказа истории и адаптации. Он прежде всего требует политической правды и открытости. В нашем фильме есть элемент неправды, аутентичности. Как бы хорошо актеры ни играли, в их поступки и мотивацию не веришь. Нельзя покадрово снять проект, не продумав его логичность с точки зрения страны, для которой все производится. Первый эпизод нашего сериала был слабым - в нем не было того драйва, который есть в американском фильме. А первая серия должна быть самой сильной, чтобы захватить аудиторию. Второй эпизод нашего фильма был уже сильнее, но в этот день, по сравнению с первым, рейтинги упали.
Что касается персонажей - главная героиня в исходящей версии - аутсайдер, ее все время хотят выкинуть отовсюду. И только благодаря вмешательству старшего наставника ее не трогают. Персонажа же Виктории Исаковой коллеги воспринимают на равных.
Владимир Машков - лучший наш артист, но основная его проблема в этом сериале в том, что он очень мужественный. В нем нет ощущения слабости и надломленности, которая есть в герое и израильского, и американского фильмов.