Как первые боевые роботы воевали на фронтах Второй Мировой войны
Гусеничные роботы Красной Армии
Первые управляемые на расстоянии танки или, как их еще называли, телетанки, появились в Советском Союзе в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века. Над их разработкой в разное время трудились конструкторы Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения, НИИ-20 и Всесоюзного государственного института телемеханики и связи.
В 1929-1930 гг. прошли испытания французского танка Renault FT, который управлялся с помощью сигналов, передаваемых по кабелю. А год спустя необходимое оборудование установили на танк "Т-18" советского производства. Причем новый телетанк был уже радиоуправляемым. И хотя его максимальная скорость составляла всего 4 км/ч, телетанк без экипажа мог двигаться вперед, в стороны и останавливаться по команде оператора
Следующая модель "ТТ-18" обладала более широкими возможностями: она лучше маневрировала, могла глушить двигатель, изменять скорость, взрывать перевозимую мину, выпускать дымовую завесу или отравляющие газы. Правда, управлять телетанком можно было только на расстоянии от нескольких сотен метров до одного километра и то лишь при благоприятных условиях. Кроме того, из-за относительно небольшой массы и высокого центра тяжести даже небольшое препятствие под гусеницами разворачивало танк в сторону, затрудняя дистанционное управление.
В качестве альтернативы были выпущены телетанки "ТТ-26" и "ТТ-ТУ", созданные на базе танка "Т-26". При поддержке танков управления танки-роботы могли проложить проход сквозь проволочные заграждения, привезти к укрепленной точке противника мощную мину в бронированном ящике, сбросить ее и отъехать на безопасное расстояние, прежде чем сработает взрыватель замедленного типа.
На вооружении телетанков находились также пулемет, огнемет, оборудование для установки дымовой завесы и использования химического оружия. Также имелся заряд самоуничтожения - на тот случай, если секретная машина окажется под угрозой захвата противником. Экипажу танка управления также предписывалось в подобной ситуации расстрелять телетанк из орудия.
Советские военные конструкторы предпринимали попытки использовать в качестве телетанка танкетку "Т-27". Также была выпущена телетанкетка "Т-38-ТТ". В СССР велись работы по созданию плавающего телетанка, оборудованного на базе "Т-37А". В качестве боевого гусеничного робота предлагалось даже использовать пятибашенного гиганта - тяжелый танк "Т-35". Еще один танк на дистанционном управлении "А-7" был разработан на основе быстроходного танка "БТ-7".
Созданными накануне Великой Отечественной войны советскими телетанками можно было управлять в КВ и УКВ-диапазоне в течение нескольких часов на максимальной дальности до 4000 метров. Впрочем, как показали испытания, эффективная дистанция, на которой оператор из танка управления с задраенными люками и ограниченным обзором мог отдавать команды гусеничному роботу, не превышала 1000 метров. При этом вести точный огонь по противнику посредством радиоуправляемого танка практически не представлялось возможным.
Танки-роботы, состоявшие на вооружении Советского Союза, использовались в 1940 году во время войны с Финляндией. При этом отзывы об их применении на поле боя оказались противоречивыми. Дистанционно управляемые машины застревали в воронках и рытвинах во время атаки и становились легкой мишенью для вражеской артиллерии. Но некоторые телетанки все же доставляли взрывчатку к хорошо укрепленным и неприступным для пехоты бункерам и успешно их уничтожали.
И все же командование пришло к выводу о неэффективности радиоуправляемых танков без экипажа в реальных боевых условиях и в войне с Германией в качестве боевых роботов они практически не применялись. Тем более что авианалеты Люфтваффе уничтожили значительную часть телетанков. На оставшихся демонтировали аппаратуру радиоуправления и после этого телетанки использовались как обычные боевые машины, управляемые обычным экипажем.
"Голиафы" Третьего рейха
В 1939 году немецкая фирма "Боргвард" выпустила под кодовым обозначением B-IV (Sd.Kfz.301) первый германский дистанционно управляемый робот-танк. По некоторым данным, за время Второй мировой на немецких заводах было собрано около тысячи B-IV. Использовать их предполагалось для прокладывания проходов в минных полях и уничтожения укреплений противника. Но впоследствии основной задачей гусеничных машин без экипажа стала борьба с танками противника.
B-IV по немецкой классификации относился к так называемым "тяжелым носителем зарядов". Его вес превышал пять тонн. Управление осуществлялось по трехжильному кабелю (по некоторым данным, использовалось также и радиоуправление в УКВ-диапазоне). Машина должна была доставлять к цели полутонные бомбы и, сбросив их возле мишени, возвращаться на позиции. Однако использование такой тактики в танковых боях себя не оправдало. В конце концов, немцы стали переоборудовать B-IV. Вместо аппаратуры дистанционного управления на них ставилась пушка с расчетом из двух человек.
"Средний носитель зарядов" Sd. Kfz. 304 Springer, созданный на основе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2, должен был заменить B-IV. При собственном весе около 2,5 тонн "Прыгун" перевозил заряд массой 330 кг и мог развивать скорость до 40 км/ч. Кстати, в некоторых источниках есть сведения о том, что в Springer немцы пытались использовать телекамеры, позволявшие управлять машиной без визуального контакта с ней. Но это было слишком дорогим удовольствием. До конца войны было выпущено не более полусотни "Прыгунов", которые практически никак не заявили о себе на полях сражений.
"Легкий носитель зарядов" Sd.Kfz.302 Goliath оказался более популярной моделью боевого робота. Вероятно потому, что обходился гораздо дешевле в производстве. По разным данным, за время войны в войска Германии поступили от 5 000 до 7 564 "Голиафов". Для управления ими использовался простенький пульт с тремя кнопками.
При весе менее 400 килограммов такая танкетка могла нести на себе от 75 до 100 килограммов взрывчатки. Она управлялась по кабелю, намотанному на катушку в корме. Длины кабеля хватало на 600-700 метров нехитрых маневров. Для транспортировки "Голиафов" к месту боевого применения использовалась специальная тележка, которую катили два человека.
По большому счету дистанционно управляемые мини-танкетки, в отличие от своих более тяжелых собратьев, являлись механическими "камикадзе" - самоходными бомбами, которые должны были подобраться вплотную к цели и подорвать ее вместе с собой. Сначала гусеничные роботы комплектовались электромотором и за счет этого могли передвигаться относительно тихо. Но электродвигатель оказался недостаточно мощным, и, кроме того, слишком капризным, дорогим и сложным в эксплуатации для одноразовой самоходной мины, поэтому в итоге "Голиафа" снабдили простеньким бензиновым мотором.
В бою, правда, и эти мины-самоходки оказались неэффективными машинами. Они передвигались с небольшой - менее 10 км/ч скоростью, а легкое бронирование не спасало "Голиафов" от плотного огня даже без применения серьезных противотанковых средств. Его, к примеру, останавливали пулеметные очереди. При этом внутренний заряд мог сдетонировать от обстрела. К тому же уязвимой частью танкетки был тянущийся за ней кабель управления, который перебивали не только пули и осколки, но даже саперная лопатка или нож. Попытки перейти на радиоуправление тоже не смогли превратить малютку - "Голиафа" в грозное оружие.
Впрочем, боевые гусеничные роботы, не сумевшие справиться с танками, довольно успешно использовались немцами в период Варшавского восстания: "Голиафы" - камикадзе проделывали для штурмовых групп проломы в возведенных на улицах баррикадах.