Новости

26.03.2015 22:00
Рубрика: Культура

Герой возвращается

На "России 1" закончился сериал "Родина"
Вчера вечером на "России 1" закончился показ сериала "Родина", который стал событием сезона не только для канала, но и для отечественного ТВ в целом. Ни одна российская адаптация зарубежного сериала, а их было немало - от "Моей прекрасной няни" и "Не родись красивой" до "Побега" и "Обратной стороны Луны" - не вызывала столько споров. Обозреватель "РГ" спросила у режиссера российской версии "Родины" Павла Лунгина, как он себя чувствовал в эфирные дни.

Павел Семенович, вот и прошли по ТВ последние серии первого сезона "Родины". Что вы переживали в то время, пока сериал был в эфире, в связи с тем, что его обсуждали на всех уровнях?

Павел Лунгин: Я не принимал участие в этом обсуждении - у меня, например, нет Фэйсбука, и я не лезу туда. Знаю, что сериал ругали. Знаю, что люди смотрели. Знаю, что цифры очень хорошие - читал статью в одной из центральных газет, где говорилось о том, что мы - чемпионы за два года, и что мужская и молодежная аудитории пришли на канал.

Сам я эту работу очень люблю. И, мне кажется, что, вне зависимости от того, что она сделана по формату купленных сериалов, там замечательные, тонкие, психологические актерские работы. Если наша высокообразованная публика считает, что американские актеры играли лучше - что ж...

А вот у меня как раз Фэйсбук есть. Вас ругали, в частности, за то, что у вас в сериале не указаны конкретные место и время действия, из первых серий непонятно, где именно работает героиня Виктории Исаковой. Говорили, что в израильской в американской версиях понятно, о какой войне идет речь, а у нас - нет.

Павел Лунгин: Время действия - 1999 год - вторая чеченская война. И это явно указано. В первую чеченскую войну герой взят в плен. Люди тоже достаточно ясны. Понятно, что депутат прилетел в Чечню. Понятно, что идет обмен пленными. Говорили в кадре: Северный Кавказ, такой -то год. Хотели конкретное название? Может быть, но, мне кажется, что видно - идет президентская гонка. Героиня Виктории Исаковой - Анна Зимина работает в контртеррористическом центре. Нужно было все подробно разъяснять? Я думал, что это есть в памяти всех наших людей. Первые крупные теракты. Дома, взорванные в Волгодонске. После этого был создан первый контртеррористический центр

Мне кажется, в фильме все это достаточно внятно. Но я действительно больше времени и сил отдал психологической коллизии, которую потрясающе разыгрывают актеры. Кстати, хочу сказать, что, если зрители хоть что-то узнали про американскую жизнь и американскую войну из сериала "Родина", то я им сильно позавидую. Мне кажется, что как раз история, показанная в этом сериале - психологическая трагедия - вот как это решается. Это война характеров, это - Шекспир! Если критики хотят из "Гамлета" узнавать про быт в Датском королевстве, то они сильно ошибутся. Там вымышлен быт. Там все подчинено только одному - столкнулись два характера, два человеческих типа. Из этого высеклись искры и образовалась вольтова дуга.

У меня вопрос по концовке сериала: как пришло в голову именно так ее адаптировать в русском варианте? Выстрел на Красной площади в помощника лидера партии "Отчизна" после убийства Бориса Немцова смотрится особенно. Как вы придумали всех лидеров партии поместить в Мавзолей?

Павел Лунгин: Придумал за одну минуту. Мне показалось, что таких концовок, как эта, у наших сериалов еще не было. Мне представилось это интересным, а вам?

Мне первая серия не очень понравилась. Потом пошло "по нарастающей", и мне стало любопытно, чем закончится. Я видела американскую версию, и гадала - как же вы повернете? Сейчас хочется спросить, почему так?

Павел Лунгин: Трудно объяснить, почему так. Но я так увидел, что весь генералитет заперт в Мавзолее, и среди них ходит человек с бомбой на груди. Мне все это показалось красивым и драматичным решением.

Вы же не снимали в реальном Мавзолее?

Павел Лунгин: Мы строили декорации на "Мосфильме".

Владимир Машков говорил в интервью, что для своей роли консультировался со спецслужбами. Вы тоже? Могло бы такое быть? Могли бы пустить в Мавзолей столько народа, пропустить человека в "поясе шахида"? Как бы работала служба безопасности? Мог бы быть снайпер?

Павел Лунгин: Нет, не консультировался. Снайпер, как и убийца, как вы видели по убийству Немцова, мог быть где угодно. И то, что он стреляет с верхних этажей ГУМа в 1999 году, это более, чем реально. Но то, что это разыгрывается, как шахматная партия, что выстрел - только провокация для того, чтобы всех убрали, и только безумная агент Анна Зимина может разгадать этот изощренный ход - вот это очень интересно. Я хотел бы отметить игру Виктории Исаковой, которая от серии к серии очень тонко показывает нарастание безумия своей героини. Актриса достигает в своем исполнении огромных высот.

Но у вас такая концовка, что непонятно, как вы потом пойдете на продолжение. Явно же будет второй сезон. А у вас - героиня под электрошоком говорит себе: "Не забыть! Муса!" Павел Лунгин Хорошо, что вы так взволновались, это приятно.

Но успокойте меня - продолжение будет?

Павел Лунгин: Не знаю. Не я покупал права. Все зависит от компании Тимура Вайнштейна. А как там рейтинги последних серий. Не упали?

Как вам сериал "Родина"?

Валерий Баринов, актер, народный артист РФ:

- "Родина" - хорошая профессиональная работа с рядом изумительных актерских работ. Сюжет закручен лихо. Конечно, в "Родине", как и в любых сериалах, есть момент затянутости. Даже Лунгин этого не смог избежать. Правда, иногда в сериале тянут "случайно", а иногда это режиссерский прием: публика начинает засыпать, а тут резкий поворот, и все в приятном шоке. Стоит сказать, что мы уже привыкли к экшен; нам все побыстрее давай. А в сериалах часто главной задачей ставится удержание публики на канале. На мой взгляд, сериал выполняет свою функцию. Высокий рейтинг сериалу подарили, без всякого сомнения, гениальная игра Машкова, Вдовиченкова и Маковецкого.

Леонид Володарский, переводчик, писатель, радиоведущий:

- Мне, мягко говоря, не понравилось многое. Во-первых, работа, прямо скажем, скучная. Думаю, с этим никто не будет спорить. Во-вторых, самое главное, "Родина" - это копия. А я не очень понимаю, зачем нам копировать чужие сериалы (мы не просили у американцев разрешения снять, к примеру, "Ликвидацию"). Потому что любую копию я вынужден сравнивать с оригиналом. Я видел американскую "Родину", и наша версия сериала во многом уступает.

Александр Голубчиков, кинокритик:

- Безусловно "Родину" нельзя не сравнить с ее израильским "предком" "Военнопленный". Прежде всего стоит сказать, что продюсер Тимур Вайнштейн купил израильский формат и уже хотел адаптировать, как неожиданно появился американский брат "Военнопленного", оказавшийся более зрительским. В "Военнопленном" шпионская история развивается только, по-моему, с пятой серии. А наша версия предлагает с ходу разобраться, кто герой, а кто - нет. Режиссер, адаптировавший именно американскую версию, не прогадал. Правда, иногда возникает желание добавить в сериал побольше жизни. К тому же в "Родине" очень много различных нюансов, не совпадающих с российской реальностью. Так, например, в нашей стране аналог американских морпехов скорее ВДВ (ну или хотя бы Краповые береты), нежели, собственно говоря, морская пехота. Непонятно, что делал морпех в "горячей точке", которую даже не называют. Или, к примеру, не совсем понятно, почему героиня Исаковой ходит не к штатному психологу, а к постороннему психоаналитику. Но в картине прекрасная актерская игра, благодаря которой можно многое ей простить.

Культура Кино и ТВ ТВ и сериалы Кино и ТВ с Сусанной Альпериной
Добавьте RG.RU 
в избранные источники