Липецкий штурмовик получил имя пилота-героя
Владимир Романович Жигунов был пилотом от бога. Он рассказывал сыну, что умение чувствовать самолет не раз спасало ему жизнь - а возможностей потерять ее у пилота штурмовика во время войны было множество. Жигунов окончил подмосковный аэроклуб и одесскую школу военных летчиков, выучился на пилота Ил-2. Боевая биография летчика началась летом 1943 года на Курской дуге.
- Как и многие фронтовики, отец неохотно рассказывал о войне. Он вообще был очень скромным человеком и никогда не выпячивал ни боевое прошлое, ни награды. Рассказы о полетах из него приходилось вытягивать, - поделился сын героя Александр Жигунов. - А рассказать ему было что. Уже в первом вылете отца подбили. Шестерка "Илов" возвращалась с задания, он шел замыкающим. И нарвались они на страшные немецкие зенитки, эрликоны. Одна очередь скорострельной пушки отрезала отцовскому самолету часть хвостового оперения, другая выбила из гондолы левую стойку шасси - она болталась под крылом, как перебитая лапа. "Володя, прыгай!" - видя отчаянное положение Жигунова, скомандовал командир группы. Но отец дотянул до аэродрома и благополучно приземлился.
Владимир Жигунов освобождал Харьков, Полтаву, Львов, обеспечивал форсирование советскими войсками Днепра, Днестра, Прута. К январю 1945 года на счету пилота было 109 боевых вылетов, девять уничтоженных и подбитых танков, 28 автомашин с войсками и грузами, два сбитых самолета и два взвода немецкой пехоты, взорванные склады, подожженный пакгауз и уничтоженный железнодорожный эшелон. 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Владимиру Жигунову было присвоено звание Героя Советского Союза.
- Отец за всю войну ни одного стрелка не потерял - даром, что летал на самолете с бортовым номером 13, - рассказал Александр Жигунов. Должность стрелка в штурмовике считалась "расстрельной", да и вообще средняя выживаемость Ил-2 была ниже, чем у других типов самолетов - они работали в самом пекле, над линией фронта на малых высотах. А кроме Жигунова в суеверных ВВС на штурмовике с 13-м номером летал только Дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов.
После короткого митинга с воздухозаборника Су-25 с бортовым номером 79 сдернули синее полотнище. Под ним оказалась Золотая Звезда Героя и надпись "Владимир Жигунов". Это третий именной самолет в авиацентре. Су-24 носит имя Николая Чудотворца, а МиГ-29 назван в честь первого Героя России Суламбека Осканова, ценой собственной жизни отвернувшего потерявший управление истребитель от липецкого села. Летчики поднялись в кабину, завыли двигатели. "Право первого полета предоставили лучшим штурмовикам: летчику-снайпер Александру Котову и летчику первого класса Сергею Аксенову", - заметил начальник авиацентра Александр Харчевский. Су-25 порулил на взлет.
После войны Владимир Жигунов продолжил службу в ВВС, командовал полком на Дальнем Востоке и прославился тем, что прекратил полеты, пока его летчикам и инженерам не построят нормальное жилье. Выйдя в отставку, переехал в Воронеж, работал инженером в НИИ. Умер Герой в мае 2002 года. "Я свозил отца на Парад Победы в Москву, а по возвращении ему стало плохо, вскоре он скончался", - рассказал Александр Жигунов. Сын прославленного штурмовика тоже связал жизнь с ВВС, но не летал, а сообщал пилотам погоду. В отставку вышел начальником метеослужбы воздушной армии. А накануне 70-летия Победы решил увековечить память отца: обратился к воронежскому губернатору, тот - к главнокомандующему ВВС и за несколько месяцев дело было сделано.
- Этой минуты мы с братом давно ждали, - на глазах Александра Жигунова стояли слезы. - Русский народ должен помнить своих героев, победивших фашизм. Особенно сейчас, когда роль нашей страны во Второй мировой войне пытаются принизить.
Отвлекшись от высокого, Жигунов стал следить за штурмовиком, крутившим над аэродромом фигуры высшего пилотажа. "Посмотрите, как бочки четко делают, молодцы. Для меня такое счастье вновь попасть на аэродром, вся жизнь моя прошла здесь", - пожилой человек в гражданском отдал честь пролетевшему над бетоном Су-25.