01.04.2015 21:10
    Поделиться

    Евгений Гришковец: Москва для меня скорее аэропорт, чем город

    Евгений Гришковец представит сегодня новые песни с грузинским ансамблем "Мгзавреби"
    Песню "Человек из Кемерова" Борис Гребенщиков написал именно о нем, уважительно подивившись, что есть же люди, которые все успевают и талантливы во всем, за что бы ни взялись... И строчки "... Небо рухнет на землю, перестанет расти трава, он придет и молча поправит все - Человек из Кемерова", как уверяет молва - точно про Евгения Гришковца.

    Этот писатель, актер и режиссер и вправду удивительный человек-оркестр на нашей сцене: он пишет пьесы и прозу, ставит спектакли, выступает как актер... А еще он выработал для себя мудрую и рационально-эффективную манеру творческой жизни: зимой живет дома в Калининграде, где вдали от суеты пишет повести, монологи, пьесы, задумывает спектакли и репетирует роли. А потом возвращается с премьерами, новыми книгами, музыкальными шоу... В конце марта Гришковец снова прилетел в Москву - чтобы показать 2 апреля на сцене "Крокус Сити Холла" программу с грузинским ансамблем "Мгзавреби" и представить новый сингл.

    Я играю сто спектаклей в год, и из них только полтора десятка в столице. А все остальное время я провожу в провинции

    Такая вот жизнь - вдалеке от столиц и с затворничеством на полгода - дает вам большую свободу творчества?

    Евгений Гришковец: Я всегда так жил: половину года провожу в Калининграде, а все остальное время езжу на гастроли. Вот если бы я пожил в Москве, то, возможно, ответил бы, дает ли мне это большую свободу творчества или нет. Может, в Москве ее как раз больше?! Но я этого не знаю. Ведь Москва для меня скорее аэропорт, чем город. И я никогда не делал попытки стать москвичом и ничего не делал специально для Москвы. Я играю сто спектаклей в год, и из них, может быть, только полтора десятка в столице. А все остальное время я провожу в провинции.

    Что способствовало нынешнему возвращению: за зиму у вас накопилось много хороших текстов, идей или снова соскучились по музыке?

    Евгений Гришковец: Да, все именно так. Мозги от работы над спектаклем немного освободились, и пошли новые тексты. Поэтому мне опять интересно появиться с музыкой в клубе и вновь хочется какого-то рок-н-ролла. Надеюсь, что к осени мы сделаем и новый альбом с "Мгзавреби". Но несколько премьер покажем уже на концерте в "Крокусе". Представим и новый сингл с песнями "Деньрожденная", "Колыбельная для взрослого человека" и "Не пой один". Да и сами "Мгзавреби" недавно выпустили новый альбом, который мне кажется замечательным. И тоже будут играть его на концерте в Москве.

    В России всегда уважали и высоко ценили грузинскую музыкальную культуру: ее чарующую мелодичность, напевность, богатство интонаций, удивительные многоголосия... Легко ли "Мгзавреби" согласились работать с вами, совсем не певцом, а скорее мелодекламатором и актером?

    Евгений Гришковец: Нет, это они решили меня пригласить. Позвонили из Тбилиси: предложили познакомиться и записать одну песню. Из этого вырос наш первый альбом и огромное количество концертов. Но это была их идея о сотрудничестве. А теперь мы вместе пишем песни: в них всегда есть куплеты и припев. При этом я произношу куплеты, которые укладываются в музыкально-ритмическую форму, а припев поют уже сами ребята по-грузински или по-русски.

    Прежде вы работали с разными хорошими музыкантами: группой "Бигуди", Ренарсом Кауперсом... Теперь продолжите делать то, что у вас замечательно получалось: соединять театр с рок-музыкой?

    Евгений Гришковец: Получалось, да! И я точно могу сказать: примеров того, что мы делали, в мире больше нет. Может, только у Майкла Макларена было что-то подобное, и то лишь в единичных случаях. А у нас за десять лет вышли четыре альбома, огромное количество синглов, больше сотни концертов... И если бы мы не расстались с группой "Бигуди", решив идти своими собственными путями, то не было бы и этого звонка из Тбилиси. Я не сомневаюсь, что "Мгзавреби" и без меня оказались бы на российской сцене, поскольку ансамбля, который звучал бы столь драйвово, весело и сыгранно, у нас просто нет. Я просто ускорил их появление в нашем рок-н-ролле...

    Если говорить о грузинской музыке, то у нас все знают, наверное, только три песни: "Чито Грито" (из фильма "Мимино"), "Сулико" и "Тбилисо". И это только в лучшем случае! Но "Мгзавреби" играют не чисто грузинскую музыку, у них есть свое звучание. Они могли бы гастролировать в Лондоне, Манчестере, Нью-Йорке. Но снова выступят со мной в Москве! И что удивительно - люди, которые стали слушать у нас "Мгзавреби", запомнили названия их песен на грузинском языке. Такого у нас прежде не было. А появление у нас веселых молодых грузин многих людей сподвигло на то, чтобы в первый раз поехать в Тбилиси.

    Пришлось ли мне ради этого сотрудничества менять свои монологи? Нет. Хотя то, что со мной теперь играют веселые, молодые грузины с особым темпераментом, конечно, сказалось - порою мне кажется, что мы записали не альбом из десяти песен, а десять тостов! Грустных, веселых, но тостов!

    Не обижайтесь на этот вопрос, но, может, теперь и вы попробуете научиться петь?

    Евгений Гришковец: Нет, потому что для того, чтобы уметь петь, нужно быть музыкантом. А я все-таки не "обладатель многогранных талантов", а только писатель. И все время занимаюсь одним и тем же: остаюсь писателем, который одни тексты исполняет с группой, а другие играет в театре. И еще пишет книги.

    Ключевой вопрос

    После премьеры в Москве, уже осенью, вы отправитесь в тур по России. Как вы считаете, после ваших литературно-актерских песен люди станут больше интересоваться и театром? Есть ли у вас и такая сверхзадача?

    Евгений Гришковец: Я знаю, что есть люди, которые ходят только на мои концерты, но не бывают в театре и не читают книг. А есть те, которым не нравится, что я делаю с музыкантами: они даже гневаются на это, зато приходят на мои спектакли. Конечно, встречаются и люди, которые посмотрели кино с моим участием, а потом пошли в театр. Но из клуба в театр - это уже реже, хотя бы потому, что в большинстве наших городов, которые даже являются областными центрами, вообще нет театров, ни одного. И поэтому у людей просто нет ни одного шанса попасть в театр, и они приходят в клуб. Ну а если в городе не имеется и его, а значит, нет сцены, то я уже, к сожалению, не могу там выступить. Я ведь не могу поставить декорации на площади и там сыграть?! Но я все равно приезжаю и в такие города, уже как путешественник...

    Поделиться