Почему жители Чертково не могут ходить на работу и платить за газ

После ужесточения властями Украины правил пересечения границы россиянами жители приграничного поселка Чертково Ростовской области не могут ходить на работу, учиться в школе и платить за газ. Корреспонденты "РГ" побывали в поселке, где граница четверть века назад прошла прямо по улицам, жилым домам, предприятиям и магазинам, и собственными глазами убедились во всей парадоксальности ситуации.

Глава Чертковского района Ольга Подгорная потрясает бумагой с черными тревожными буквами: "Увага!!! Державна прикордонна служба Украiни информуэ!!! Шо з 16 березня 2015 року громадяне Росiйськои Федерацii - жителi прикордонних регионiв вiджають в Украiну вiключно через мiжнароднi та мiждержаквнi пунктi пропуску на пiдставi документiв, дiйснiх для вiiзду за кордон, та перебувають на ii територiи сроком до 90 днiм протягом 180 днiм з датi першого вiзду".  ("Внимание! Государственная пограничная служба Украины сообщает, что с 16 марта 2015 года граждане Российской Федерации - жители приграничных регионов въезжают на Украину исключительно через международные пункты пропуска по предъявлению документов, действительных для въезда за границу, и пребывают на ее территории сроком до 90 дней на протяжении 180 дней с даты первого въезда".)

- Официально нас никто не уведомлял о закрытии для российских граждан существующего перехода в Чертково, главной связующей нити между двумя поселками, некогда бывшими единым целым, - говорит глава. - Но вот такие листовки развешаны на "той стороне", в украинском поселке Меловом. И пограничники Украины на чертковском переходе с понедельника заворачивают всех россиян обратно. Сегодня специально в 7.30 утра подъехала туда. Погранпост прошли 79 украинцев, наши - только с пропиской "улица Дружбы Народов", по которой прошла граница и которую уже никак не поделить.

- Пришла ко мне на прием жительница Чертково. Сын у нее россиянин, его жена меловчанка. Молодая семья купила дом на улице Дружбы Народов. Сын работает на железной дороге, но теперь его туда не пропускают без загранпаспорта. Люди в панике, что им делать? - рассказывает глава. - И чем им помочь? Скоро 12 апреля, Пасха. Впервые за много лет не пойду навещать могилу родных, кладбище осталось на украинской стороне. И такая ситуация в каждой второй семье.

В селе Тарасово-Меловое на окраине когда-то большого колхоза стоит крепкая просторная школа. Оборудованная спортивная и игровая площадки. Желтый школьный автобус. К нам спешит и. о. директора Людмила Планида. Над своими учениками она как орлица над орлятами. В школу в течение всей ее истории ходили ребята из соседнего хутора Зориновка. Дымок из труб его домишек виднеется со школьного двора, три километра школьный автобус пробегал за считанные минуты. Но граница провела видимую, в виде перекопанной дороги, и невидимую пропасть между Зориновкой и Тарасовкой. И если вначале примелькавшийся желтый автобус пограничники все равно пропускали, то по новым правилам пересекать кордон нужно только на крупных межгосударственных пунктах пропуска. До ближайшего, в Чертково, 20 километров по украинской территории, затем от КПП еще 20 в сторону школы, причем проходить пост детям нужно только в сопровождении родителей. И так каждый день по два раза - на занятия и после.

В итоге двенадцать школьников из Зориновки остались сидеть по домам. Вначале педагоги, чтобы дети не отстали от программы, пытались проводить уроки по скайпу. Но сейчас у ребят закончился трафик, чтобы его пополнить, нужны деньги. Взмыленные родители, застрявшие в паутине бессмысленных запретов, не сидели сложа руки, стучали во все двери, искали выход. Кому-то удалось решиться бросить все и переехать на российскую сторону насовсем. Троих старшеклассников, у которых на носу экзамены, Людмила Планида взяла жить к себе домой. Так удалось проучиться еще неделю. Тем временем нашлись еще добрые люди, для зориновских ребятишек нашли жилье.

Минут десять от школы - деревянный скромный дом. На стук в окно из двери высовывается вихрастая голова мальчугана, за ним выглядывает и бабушка, Ирина Галицкая. В домике неожиданно уютно, тепло, чисто. Свет, вода, газ - все есть. Даже ванна за занавеской в предбаннике. Четыре убранных комнаты, множество кроватей. Пустующий дом нашла тоже неугомонная Планида, договорилась с хозяевами сдать его безвозмездно для школяров.

- Вчера целый день с нами пробегала, - рассказывает Ирина Галицкая. - Привезла телевизор, сковородки, ведро, одеяла, подушки, - большое ей за это спасибо. Теперь самый маленький из зориновцев - второклассник Данил живет здесь. И друзья рядом. И старший брат Николай. Данил сидит делает с бабушкой уроки.

"Здесь хорошо, - говорит он. - Но дома лучше. И собака там у меня".

- Дома и солома едома, - вздыхает Ирина Галицкая. - Тяжело все это пережить. Вы знаете, я сама ходила в эту школу. И трое моих детей - тоже. А теперь внуков не пропускают в нашу родную школу через границу. А сколько семей у нас разорваны - мать и дочь здесь, папа в Зориновке. Или наоборот. Я по паспорту украинка, хотя родилась в Сыктывкаре. Пенсия - и трех тысяч на российские деньги нет. Вышла на заслуженный отдых в июне. Оказалось, кстати - внукам теперь помогаю. У нас тут теперь как маленький лагерь. Ждем еще двоих старшеклассников уже сутки, наверное, проблемы у них на границе, ведь у них российские паспорта. И двух восьмиклассников удастся разместить. Неделю я с ними буду жить, присматривать, готовить, потом мне на смену приедет другая бабушка или мама из Зориновки.

В школе, в полупустых классах, идут уроки. Скоро заканчивается четверть в выпускном 11-м. Здесь тоже учатся ребята из Зориновки. Самостоятельная жизнь для них уже началась. С вещами и учебниками их перевезли через КПП и оставили жить в Тарасовке. Кирилла Васева приняла семья друга. А Настя Алексеенко подселилась к сестре, которая вышла замуж за местного парня. Ребята стараются отлично успевать, хотят поступить в вузы и уедут еще дальше от родителей и от родной Зориновки.

Если против блокады школьников в Чертковском районе нашли такой выход, то как быть жителям четырех "эмпээсовских" домов, которые оказались на украинской территории? Сами квартиры, дом и земля, на которой он стоит, принадлежат России, но граница прошла так, что выходят из подъезда жильцы дома аккурат на украинскую "незалэжную". Они в шоке.

- Мне нужно, к примеру, за газ заплатить. Так что же, чтобы пройти в учреждение, мне нужно каким-то образом перелететь на КПП и получить там отметку в загранпаспорте на пересечение границы? - говорит жилец злополучного дома Иван Алексеевич. Другую женщину не пускают на работу в район.

"Люди заблокированы, у них нет работы, они вынуждены бросать свои дома, уезжать в белый свет," - говорит глава поселкового совета Осиковское Алла Бондаренко. То ли железная дорога так петляет, то ли граница здесь проведена не слишком трезвым исполнителем.

В итоге не только Чертково как топором порублено, но и российская железная дорога четыре раза заходит на территорию Украины. Теперь "забугорные" участки все сложнее обслуживать российским рабочим. Сегодня 19 железнодорожников не пропустили на работу. Когда они спросили, что будет, если они сами перейдут, им пригрозили: окажетесь в Киеве, в СБУ. Все 19 человек и повернули назад. Наказание за пересечение границы в неустановленном месте действительно нешуточное: пятнадцать суток ареста.

Если официальный погранпост разделял две страны, то в самом Чертково, у здания вокзала переходной мост, наоборот, соединял их.

- Мы раньше не признавали никаких границ, на ту сторону как к себе домой ходили, - говорят в один голос чертковцы. - Традиционно в Меловом прямо на улице Дружбы Народов располагался большой рынок. Весной мы закупали там молодняк птицы и отличную рассаду. Весь район съезжался за цыплятами-утятами. Как теперь будет? Не знаем. У переходного моста заметное движение. Но снуют туда и обратно в основном жители Украины. Людей с российскими паспортами наши пограничники вежливо предупреждают, что на той стороне моста дальше их не пропустят - переход только на международном пункте пропуска.

- Кто будет отправляться на международный пункт, предъявлять загранпаспорта? - возмущаются люди. - Бесполезное дело для местных. Шесть поездок туда, шесть обратно - и в паспорте свободного места не останется. Новый, что ли, заказывать - три тысячи рублей и беготня на месяц?

- Нам нужно одно - мир! - сама подходит к нам Нина Александровна с мужем Валерием. Они, подданные Украины, ходили к сыну в Чертково. Теперь только так, односторонняя связь.

Молодые ребята в темных куртках попадаются на глаза уже третий раз. Каждый раз они тянут со стороны Украины огромные баулы с вещами. Находчивый и привычный ко всему народ, подобно трудолюбивым муравьям, вновь ищет выход из залитого водой муравейника. Теперь, если кому-то из чертковцев очень надо перенести-перевезти что-нибудь от соседей, они попросят братьев украинцев перейти этот несчастный мост. Потому что все усилия неадекватных политиков и удивительные придумки агрессивной украинской власти победит дружба народов, именем которой называется главная улица, ставшая сейчас водоразделом между двумя государствами.

Местные власти не могут найти выход из тупиковой ситуации и обратились за помощью в федеральный центр.

Кстати

В этом году активно ведется подготовка к встрече самого главного праздника и в Чертково и в Меловом - 70-летия Победы. Именно отсюда началось освобождение Дона от фашистов. К празднику всегда готовились вместе, невзирая на границы. Но теперь важные встречи под вопросом. И чертковчане и меловчане оказались заложниками новых пограничных правил Киева. И вместе с ними также жители Курской, Белгородской, Брянской областей, - более ста населенных пунктов. А не для того ли и задумана изощренная идея украинской власти, чтобы разорвать последние нити, связывающие наши народы?