Прожили вместе двадцать лет, и на тебе, нашел другую! Причем вертлячка эта не моложе, а старше моей Тамары! А у Томы с Колей сын - поздний, долгожданный: столько лет Тамарка с мужем ребенка хотели! По каким только врачам-клиникам не ездили. Когда родился, нарадоваться не могли, сейчас малой уже в пятом классе, а наш папаша - жеребец ненаедный к этой турболетке ускакал. Мы ее турболеткой называем, потому что у нее "Мазда" красная, и она на ней так стартует с работы домой, будто в "Формуле-1" за призом гонится - прям под окнами нашего офиса (мы все в одном здании сидим). Тамаркин муж приз еще тот, я считаю, года не пойдет, как наш жеребчик в стойло вернется, но пока Тамара каждый день рыдает.
И у меня беда: дочка, одиннадцатый класс, ушла к другу жить. А друг вдвое ее старше. Муж меня во всем обвинил, говорит: "А ты раньше не видела, что Оля к нему как привязанная?" Тут к ЕГЭ надо готовиться, я ей про это только заикнулась, так она зырк глазищами своими синими, платьишки в сумку покидала, и к нему! Теперь там обитает! И не каждый раз трубку берет, когда я звоню. А тут еще свекровь заболела и к нам перебралась... Все один к одному, вот мы с Тамаркой и рванули в церковь, начитавшись ваших статей. Свечки купили, поставили, куда надо, Тамара молебен заказала. Вышли из церкви умиротворенные, какая-то надежда появилась, а на следующий день Тамаркин муженек днем втихаря вернулся, да и забрал оставшиеся вещички! Тамарка в слезы: "Может, - говорит, - мы что не так сделали? Может, что другое нужно?"
Рита В.
Рита, здравствуйте! Спасибо за яркий поворот темы. И правда, что Богу нужно от нас? А что нам от Бога? И кстати, насколько равноценным будет обмен? Да и возможны ли в принципе договорные отношения с Господом?
Святые - люди, достигшие максимального обожения, то есть максимально возможного приобщения к Богу, нашли ответы на эти сверхважные вопросы. Попробуем разобраться и мы, будем, Рита, рассуждать логически.
Понятно, что от Бога нам нужно чудо. А точнее, то, что превосходит наши возможности, но вполне по силам Божеству - действительно, что дергать Всемогущего по пустякам, с которыми мы привыкли справляться сами! А вот трудности взаимоотношений с близкими и дальними, когда прямой диалог невозможен и даже приводит к обратным результатам, или ситуации, где внешним действием ничего не добиться, обстоятельства, когда мы бессильны, - такие проблемы мы перепоручаем Господу. С этим мы к Нему и бежим: муж ушел, или даже не ушел, но все равно не любит; дети творят не пойми что; начальство лютует; сосед по даче потерял стыд, сладу нет; да и сама дача может накрыться медным тазом, потому как рядом планируют химзавод...
А еще есть наши всевозможные "хочу", которые нам не под силу реализовать самим, но которые мы тем не менее считаем обоснованными: хочу новый дом, сына на юрфак, дочку удачно замуж, мужу повышение по службе, себе... Себе - здоровья! Да, конечно, мы вспоминаем Бога, хватаемся за Него в час, минуту, миг, когда нагрянет болезнь, несчастье, смерть. Мы бросаемся к Нему, мы припадаем к Его Всемогуществу и Милости - потому что вдруг понимаем: больше не к кому.
Один Оптинский старец сравнивал скорби со сверлом Божиим, отверзающим в человеке источник молитвы. Почему так? Чуть позже обсудим и это. А пока давайте вспомним: что мы, ожидая от Господа чуда, пусть даже для Него и необременительного, пытаемся дать Богу в обмен.
Свечку, купленную в храме? Не скудновато ли? Ладно, тогда большую, самую большую и самую дорогую свечу в церковной лавке! Все свечи! И поставить их у всех икон сразу! А еще пожертвование в церковную кружку! Или нет, все деньги, что сейчас есть и которые не жалко, - на храм, на святое!
Итак, все деньги, которые не жалко, и еще... - ох, чуть не забыли посчитать! - еще время! Полчаса своего времени, драгоценного времени, оторванного от череды неотложных дел: свечки у икон как-никак возжечь надо! Бог, возьми, это все Тебе от меня!
Деньги, полчаса моего драгоценного времени, потраченного на церковь, и... - хорошо, что вспомнили! - толика внимания: чего там священник толковал про покаяние и исповедь?..
И этого недостаточно? Будь по-твоему! Я лично отстою весь молебен, тем более что за него заплачено. И это меньше, чем нужно? Изволь, буду ходить на все молебны. Нет, лучше на все воскресные службы, стану вычитывать по утрам и на ночь молитвенные правила, и еще пост. Все посты: четыре многодневных, три однодневных, а также по средам и пятницам!
На такой духовный экстремизм, замечу в скобках, у святых есть узда: подобные "геройства" они называют "рвением не по разуму" и предупреждают: это опасно - или надорвешься, или падешь, превознесенный гордыней! А святой Серафим Саровский, сам совершавший невероятные духовные подвиги и еще при жизни прославленный чудотворениями, призывал идти "царским, т. е. средним, путем": "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей".
Пусть так, Господи, я буду, не истощая себя, молиться, поститься, регулярно исповедоваться, чаще причащаться (говорят, Серафим Саровский так и советовал), начну соблюдать Твои заповеди, пожертвую ненужные вещи в фонд "Милосердие", поддержу убогого, но и Ты помоги! Теперь-то, надеюсь, все правильно?!! Уж этих-то заслуг достаточно, чтобы Ты снизошел к моей просьбе!
Нет! Да не придет никогда в наши замороченные головы безумное желание торговаться с Богом - словно мы Ему ровня! Так что же Ему, Всемогущему Творцу и Правителю всей Вселенной, нужно?
"Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (т. е. не посчитаешь недостойным)", - сделал духовное открытие павший и раскаявшийся царь Давид. "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может", - прозрел другой гений религиозности - Серафим Саровский.
Но что такое сердце? Нет, не в анатомии и физиологии, а в аскетике и христианской антропологии? Сердце - часть нашей души, имеющая в своей власти внутренние чувства человека. Душа, по учению аскетов и богословов, "сораспростерта телу так, что ее силы распространены по всему телу. При этом главные силы души - мыслительная, чувствующая, желательная своими местами имеют мозг, сердце и живот (т. е. внутренности или утробу, включая печень, кровь)". И сердце человека как часть души сораспростерто сердцу физиологическому органу, который служит орудием его деятельности. "Сердце телесное есть мускулистый серчак - мясо, ... но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума", - писал другой наш великий святой, аскет, богослов, чье двухсотлетие со дня рождения мы отмечаем в этом году, - Феофан Затворник.
Хорошо, чувствует не конусообразный полый мышечный мешок, размером с кулак, перекачивающий кровь, а душа, "сораспростертая сердцу". Но что есть душа? В наше время само слово истерлось, низвелось до пошловатых книжонок бульварных романов и прочно осело в эзотерической разлюли-малине. О красоте и пышности волос, объеме ресниц, вздутии живота, и даже о перхоти, мы слышим ежедневно, и чаще, чем о такой важной, самой важной составляющей человека. Что ж, такова уловка: умалчивать о главном, выставляя на передний фланг восприятия малозначимое, и одновременно это самое главное разрушать - растлевая. Информационные войны, дамы и господа.
Помните мохнатый анекдот из 90-х? Бизнесмен взалкал: "Мне бы приватизировать завод! Мне бы залоговый аукцион! Мне бы!.." И рогатый с копытцами тут как тут, предлагает сделку: "Все будет! Только ты отдай мне взамен душу!" "Не вопрос", - радуется "везунчик". А про себя думает: "А подвох-то в чем?"
И тут, Рита, мы подошли к самому интересному: как Бог обращается с нашей душой, а как враг рода человеческого? Что можно просить у Бога, а что нельзя? Почему одни наши мольбы исполняются, а другие никак? Мы подошли к самому интересному, но, как всегда, место на полосе кончилось. Поэтому продолжение следует.
Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru