05.04.2015 12:20
    Поделиться

    В Петербурге прошел концерт в поддержку основателя "Поющих гитар"

    В петербургском концертном зале "Колизей" состоялся благотворительный концерт в поддержку Анатолия Васильева, руководителя первого в СССР профессионального вокально-инструментального ансамбля "Поющие гитары". Организовали его артисты знаменитого коллектива, сегодня выступающие под названием "ВИА "Поющие гитары" Броневицкого из Ленинграда".

    - В 1966 году мы - Анатолий Васильев, Лев Вильдавский, Сергей Лавровский, я - собрались и стали "мозговать", как создать группу, - рассказал Евгений Броневицкий. - Москва не сразу строилась, как говорится, курочка по зернышку… Но со временем на сцену вышел ВИА "Поющие гитары" и до сих пор работает, в следующем году собираемся отметить 50-летие. Через "Поющие гитары" прошли Юрий Антонов, Ирочка Понаровская, наша звездочка, Юрий Чванов, Галина Баранова, Альберт Асадуллин, Виталий Псарев…

    Анатолий Васильев был пионером в этом жанре. Мы это помним и уважаем его. Поэтому решили организовать концерт и собранные от продажи билетов средства передать ему. Из-за болезни Анатолий Николаевич не выходит из квартиры 17 лет. Осенью ему исполнится 80 лет. Нам хочется помочь ему морально и материально. Все артисты согласились работать без гонорара.

    Установили телемост: зрители видели Анатолия Васильева на экране, а он смотрел концерт из дома. Шла трансляция и в интернете. Выступали Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Альберт Асадуллин, Сергей Новожилов, Виталий Псарев, Анатолий Тукиш, Северина, Андрей Косинский и "Поющие гитары". Каждый артист сказал: "Я счастлив, что участвую сегодня в этом концерте!".

    Вспоминали "добрые семидесятые". Виталий Псарев рассказал, как в 1975 году его приняли в "Поющие гитары", какой бешеный успех имел ВИА, когда появилась зонг-опера "Орфей и Эвридика", даже конная милиция дежурила у дворцов спорта. Альберт Асадуллин считает Анатолия Васильева своим учителем, крестным отцом в музыке. Андрей Косинский поведал, что много раз лазил по водосточной трубе в ДК имени Крупской, чтобы попасть на концерт "Поющих гитар". Анатолий Тукиш признался:

    - Жаль, я не работал в "Поющих гитарах"! Но никогда не забуду, как мы на танцах в Великих Луках "медлячок" "Сумерки" танцевали.

    Александр Розенбаум рассказал корреспонденту "РГ":

    - Я работал в "Поющих гитарах", недолгое время, правда, - в 1982-83 годах, когда ушел из ансамбля "Шестеро молодых". Выступал в массовке в "Орфее и Эвридике". Были планы на большую работу: я написал одноактную оперу, мы хотели ее поставить, но не случилось. Потом я ушел на сольную сцену. "Поющие гитары" для меня - святое место, там все мои друзья, родные люди. И первая моя песня прозвучала в этом ансамбле. Я был студентом второго или третьего курса медицинского института, шел 1970 год, "Поющие гитары" исполняли мою песню, называлась она "Землянам", а я стоял в кулисах, ни жив ни мертв от счастья. На авторский гонорар (набегало рублей 12) я угощал однокурсников пышками... Так что путевку в профессиональную жизнь мне дали "Поющие гитары". Я сорвался сейчас с гастролей только для того, чтобы поддержать "Поющих…", Анатолия Николаевича, повидать друзей.

    Владимир Васильев (клавишные, гитара, вокал, в музыкальной среде его зовут "Царь") припомнил историю из прошлого:

    - Когда мы репетировали спектакль "Орфей и Эвридика", Анатолий Васильев придумал такую штуку: он сидел за пультом и, чтобы привлечь внимание гитаристов на сцене, как-то общаться с нами, использовал фонарик. У него был старый фонарик (кажется, немецкий трофейный), в котором были меняющиеся фильтры - красные, желтые, зеленые стеклышки. Договорились: если пойдет красный свет - это Володе Васильеву, желтый - Семе Шнейдеру, зеленый - Валере Бровко. Были условные сигналы, например, мигнет фонарик два раза красным - нужно бас-гитару сделать потише. Такая "азбука Морзе"! Естественно, во время спектакля от волнения Анатолий Николаевич забывал, кому какие фильтры и сколько сигналов подать. И из зала шла настоящая световая лихорадка! Это было так искренне и весело. Он сам потом смеялся и понял, что нужно довериться музыкантам и уже ни на что не обращать внимания во время спектакля. И отказался от фонарика.

    К разговору подключился народный артист РФ Сергей Новожилов:

    - "Поющие гитары" - лучший период в моей жизни. Создав коллектив, Анатолий Васильев, человек с тонким вкусом и хорошим чутьем, пригласил в свою программу чтеца. Первым был Владимир Азель, лауреат конкурса чтецов произведений Лермонтова. 1 июня 1968 года в Нижнем Новгороде я впервые вышел на сцену с "Поющими гитарами". Работал с ними до 1972 года, с небольшими перерывами, иногда меня заменял замечательный конферансье Григорий Баскин. Концерты в Москве, на лучших площадках, аншлаги бесконечные, невероятный успех. Гастроли по стране. Представьте, в Алма-Ате во Дворце культуры имени Ленина зал на четыре тысячи мест и три концерта в день! Ребята могли передохнуть, пока я читал стихи. Причем работали они за копейки: за сольный концерт получали всего 18 рублей! А у меня выходило 14 рублей, и Толя Васильев говорил: "Ну ты у нас высокооплачиваемый артист!".

    Наш коллектив всегда отличался от тех, что возникали уже после. Именно у нас учились знаменитые "Песняры", приглашали к себе на просмотр, советовались с Анатолием Николаевичем. Основатель "Песняров" Мулявин ушел из жизни народным артистом Белоруссии и Советского Союза, а у Васильева нет ни одного звания, даже - заслуженного работника культуры. Обидно!

    Певица Северина передала Анатолию Васильеву медаль "Наше наследие" имени Георгия Свиридова - за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. Эта награда учреждена общероссийским общественным движением "Россия Православная". По просьбе организации артисты и зрители подписали ходатайство о предоставлении Анатолию Васильеву звания "народный артист России".

    Каждый артист, выходивший на сцену "Колизея", получил в подарок авторский диск Анатолия Васильева с его автографом.

    Досье "РГ"

    Анатолий Васильев - выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, в 1957-1965 годах - гитарист ансамбля "Дружба" под управлением Александра Броневицкого. Решил приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников ВИА "Поющие гитары" отбирал среди выпускников музыкальных училищ и из числа самодеятельных музыкантов.

    В 1975 году благодаря Васильеву состоялась премьера первой советской зонг-оперы "Орфей и Эвридика" (музыка Александра Журбина, либретто Юрия Димитрина). Спектакль имел головокружительный успех и был сыгран около двух тысяч раз.

    Поделиться