В течение 20 минут перед катастрофой регистраторы зафиксировали аж семь призывов к посторонним угомониться от "Тссс!" до "Тихо там!". После первого сигнала "TERRAIN AHEAD" (опасное сближение с землей) глава ВВС ожидал от пилотов "И-де-и!", а на высоте 300 метров успокаивал: "Уместишься, смелее!"
Стенограмма приводит разговор капитана судна Аркадиуша Протасюка с директором службы дипломатического протокола: "Пан директор, тут вышел туман, и в таких условиях мы не сможем сесть. Попробуем зайти на посадку, сделаем один заход, но, скорее всего, из этого ничего не выйдет. Так что прошу вас подумать над тем, что делать дальше". "Будем пытаться, пока не получится", - отвечает шеф диппротокола. "У, нам не хватит топлива, чтобы пока не получится", - возражает первый пилот. "Тогда у нас проблема", - подытоживает дипломат, и после переговоров о запасном аэродроме слышится женский голос: "Пан директор, вернемся". Спустя несколько минут генерал Бласик повторяет вслед за директором диппротокола: "Факт, что мы должны это делать, пока не получится". "Вот именно!", - говорит с нажимом некое лицо, до сих пор не участвовавшее в разговоре.
Новые данные также показывают, что за полчаса до крушения самолета микрофоны зарегистрировали разговор о распитии пива во время полета, правда, скорее всего, говорили не члены экипажа, а посторонние, находившиеся в кабине.
Напомним, что авиакатастрофа под Смоленском произошла 10 апреля 2010 года. В результате трагедии погибли 96 человек, в том числе польский президент Лех Качиньский. Межгосударственный авиационный комитет установил, что крушение произошло в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял решение посадить самолет в неблагоприятных погодных условиях. В Польше долгое время оспаривали эти выводы. Присутствие посторонних лиц в кабине хотя и признавалось специальной правительственной комиссией под руководством экс-министра внутренних дел Ежи Миллера, но, как пояснял глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, поляки называли это косвенным давлением в последней фазе полета, в то время как "в отчете МАК эти вещи называются своими именами".
По данным радиостанции RMF FM, в распоряжение которой попали эти записи, следователям удалось расшифровать на 30 процентов больше слов, чем в имевшихся до сих пор версиях. Это стало возможным благодаря тому, что в феврале следователи сделали новую копию данных бортовых самописцев с применением более точного оборудования.