14.04.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперт: Почему российский бизнес создает компании за границей

    Как показывает практика, налоговая оптимизация является далеко не единственным мотивом для создания бизнеса за границей. Создавая иностранную компанию, можно одновременно решить сразу несколько задач: выйти на международные рынки, сократить налоговое бремя и защитить бизнес от недружественного поглощения.

    Крупные российские корпорации предпочитают иметь в своей структуре иностранные компании для удобства работы со своими зарубежными партнерами внутри единого правового поля. Для более мелкого бизнеса основным стимулом использования иностранных компаний является их большая защищенность от нелегальных действий третьих лиц. Это обусловлено более эффективным законодательством, более предсказуемыми судами, а также высокой степенью защиты информации о конечном бенефициаре. Как известно, отсутствие информации о владельце актива значительно снижает интерес к такому активу у лиц с недружественными намерениями.

    В этой связи, по нашим оценкам, среднесрочный эффект от деофшоризации и амнистии капитала среднего бизнеса будет незначительным. Бизнес не мотивирован добровольно раскрывать конечных бенефициаров и рисковать своими активами. Могут ли российские налоговые органы что-то противопоставить этому? Остановимся подробнее на субъектах, которые на разных этапах деятельности компании получают доступ к данным о ее бенефициарах и механизмах раскрытия этой информации.

    Классические офшоры (Белиз, БВО, Ангилья и пр.) до сих пор не публикуют информацию о собственниках компаний, зарегистрированных на их территории. Обычно компании в этих юрисдикциях регистрируются через посредников - регистрационных агентов, которые обязаны получить информацию о бенефициарах будущего бизнеса. Такая информация относится к профессиональной тайне и подлежит раскрытию строго в соответствии с местным законодательством, как правило, только по мотивированному запросу местных уполномоченных органов. Во всем мире информацию от офшоров получают на основании двусторонних соглашений, заключенных на базе Модельного соглашения ОЭСР об обмене налоговой информацией, у России пока нет ни одного такого соглашения.

    В неофшорных странах (включая Кипр) любой желающий может получить сведения о компании из публичных реестров. Как правило, эта информация содержит в себе данные об акционерах, директорах, адресе нахождения и номере госрегистрации, иногда - некоторые данные финансовой отчетности компании. Это основной источник информации для налоговых органов. Получить информацию из таких юрисдикций можно просто по Интернету, а также по обычному соглашению об избежании двойного налогообложения, предусматривающего обмен данными.

    Однако избежать необходимости раскрытия информации о собственниках в публичных госреестрах можно пока без особых усилий. Существует достаточно много способов, в том числе, наиболее популярные у российских предпринимателей: владение через офшорную юрисдикцию; владение посредством классического договора траста, когда имущество передается профессиональному лицу во временную собственность; использование института "номинального сервиса", так называемого "голого траста", позволяющего внесение в реестры акционеров доверенного лица вместо реального бенефициара; использование частных фондов или иных юридических лиц, не имеющих акционеров, как правило, это семейные, некоммерческие образования, чья структура не предусматривает владельцев.

    Из перечисленных инструментов относительно рисковым является использование "номинального сервиса" (хотя и он хорошо защищаем), данные о бенефициарах, закрытые иными способами, часто остаются полностью недосягаемыми для обмена. Можно заметить, что, несмотря на ряд громких дел и заявлений, на практике имеют место единичные случаи получения данных из иной юрисдикции. Такие случаи сопряжены с уголовными преследованиями, спорами между владельцами бизнеса или иными обстоятельствами, не связанными напрямую с налоговым правом.

    При открытии счета новому клиенту финансовое учреждение обязано провести тщательную проверку, в том числе, определить конечного бенефициара компании. Сейчас это наиболее сложный момент в вопросе обмена информацией. Ожидается, что с 2017-2018 гг. у финансовых учреждений (банков, брокерских, инвестиционных, страховых и др. компаний) во многих странах появится прямая обязанность ежегодно предоставлять местным контролирующим органам информацию о большинстве счетов, контролируемых бенефициарами с иностранным налоговым резидентством. Эти сведения, содержащие, в том числе, информацию о личных данных бенефициара и о денежных средствах на счете, будут затем передаваться контролирующим органам соответствующих юрисдикций, в том числе, теоретически, и налоговым органам РФ, если механизм у нас заработает.

    Помимо рассмотренных этапов, раскрытие информации о бенефициарах компании может происходить при взаимодействии с отдельными профессиональными участниками рынка (аудиторские и риелторские компании, адвокатские бюро и др.). На полученную информацию распространяется режим профессиональной тайны, обеспечивающий достаточно высокий уровень ее защиты. Ее раскрытие возможно только в рамках адресного запроса, и, как правило, в рамках уголовных дел.

    Для небольшого бизнеса основным стимулом использования иностранных компаний является их большая защищенность от нелегальных действий третьих лиц

    Очевидно, что соблазн бизнеса не сообщать налоговым органам информацию о контролируемых им иностранных компаниях, достаточно велик, особенно до начала автоматического обмена. Такая ситуация обусловлена, в том числе, состоянием налоговой тайны в стране. Данные о конечном бенефициаре компании не охраняются никак. Сама налоговая тайна в России, к сожалению, не вполне эффективно защищена: не смотря на то, что случаи привлечения к ответственности сотрудников налоговых органов за разглашение охраняемых сведений встречаются крайне редко, практика свидетельствует о том, что данные, полученные при налоговом контроле, могут быть использованы не по назначению.

    Согласно утвержденным 29.10.2014 г. Стандартам ОЭСР по автоматическому обмену информацией обязанностью страны, участвующей в обмене налоговыми сведениями, является сохранение таких данных в полной конфиденциальности. Это правильный подход, так как ни одно государство не заинтересовано в обороте налоговыми сведениями ценой безопасности бизнеса. Отсутствие достаточной степени защиты данных может стать препятствием для реализации в России проекта по автоматическому обмену информацией с другими странами. В любом случае очевидно, что до тех пор, пока информация о бизнесе в России не охраняется от третьих лиц, процессы увеличения "прозрачности" бизнеса будут идти крайне медленно и малоэффективно.

    Поделиться