Пять знаковых фильмов Петра Мамонова

Наше кино
    14.04.2015, 23:57
Необычайно одаренный и разносторонний человек, музыкант и актер Петр Мамонов отметил 14 апреля свое 64-летие.

Его жизнь похожа на калейдоскоп картинок: закончил Московский полиграфический техникум, а затем и институт, редакторский факультет. В совершенстве владеет английским и норвежским, занимался переводами. А еще он был печатником, грузчиком, лифтером и банщиком. Основанная им группа "Звуки Му" для многих - верх экстравагантности. Дебютный альбом "Zvuki Mu" издал знаменитый английский продюсер Брайан Ино в 1988 году в Лондоне, коллектив гастролировал по США и Европе.

Но Мамонов еще и потрясающей глубины актер. Его кинокарьера началась в 1988 году в фильме "Игла". Несмотря на то, что эта картина была настоящим бенефисом Виктора Цоя, Петр Мамонов запомнился своей характерной внешностью и пластичностью.

Мы выбрали пять самых ярких фильмов из фильмографии актера, где, на наш взгляд, наиболее ярко проявился его талант.

"Игла", 1988 год

Картина Рашида Нугманова про парня Моро в исполнении Виктора Цоя давно стала культовой. Именно здесь впервые прозвучала "Звезда по имени Солнце", написанная во время съемок. Режиссер рисковал - набрал на значимые роли людей, не снимавшихся в кино ранее. В том числе, Петра Мамонова, известного в те годы своим пристрастием к алкоголю.

Он сыграл хирурга Артура, поставщика наркотиков. Сам актер в своих интервью признавался, что на съемках многое не получалось: "я напьюсь так, что встать не могу. Но если бы не это преодоление, фильм был бы туфтой". Мамонов танцевал брейк, в сцене за кадром ему подыгрывал Цой. В ремиксе картины, вышедшей в 2010 году, Мамонов добавил своему герою, врачу-наркоторговецу, новые краски: он читает лекцию о вреде алкоголизма. По сути, это автобиографическая деталь из жизни самого артиста, который более 15 лет назад перестал пить.

Роль в "Игле" была небольшой, но знаковой. Мамонова заметили, и уже в следующей картине режиссер Павел Лунгин раскрыл в нем Актера - именно так, с большой буквы.

"Такси-блюз", 1990 год

Драма Лунгина, где Мамонов снялся с актером Петром Зайченко, в роли спивающегося музыканта, была высоко оценена на Каннском фестивале. Режиссер получил Золотую пальмовую ветвь.

Для Лунгина это был очень личный фильм - он рассказывал, что в сценарии отразил свой внутренний мир и переживания, которые принесла перестройка. А потому выбор Мамонова на роль была не случайной. После знакомства с ним режиссер был настолько был поражен его потрясающей энергетикой, что адаптировал под него сценарий.

Фильм, в котором столкнулись два характера, два мира и образа мысли, и все это - в сложные для страны времена, на стыке двух эпох - стал знаковым в отечественном кинематографе и одной из лучших работ как Лунгина, так и Мамонова. Актера номинировали на "Нику".

"Пыль", 2005 год

За 15 лет, что прошло с выхода "Такси-блюз", в жизни Мамонова изменилось многое. Он снялся в нескольких фильмах, не вышедших в большой прокат - "Аnna Karamazoff" (с Жанной Моро в главной роли), "Нога" (на основе одноименного рассказа Уильяма Фолкнера), "Терра инкогнита" и "Время печали еще не пришло".

В 1995 году актер кардинально изменил свою жизнь - переехал в деревню Ефаново Верейского района Московской области. Он рассказывал, что в 45 лет пережил "личный конец света" - потерял интерес к жизни. Пустоту он смог заполнить лишь увидев - душой - природу места, куда переехал. Построил дом, пришел к вере. В 2003 году пережил серьезную болезнь, много времени провел в больнице, пережил кому, реанимацию, несколько раз был на грани.

Спустя год режиссер Сергей Лобан лично поехал в деревню - чтобы уговорить Мамонова сняться у него. После отказа отправил ему статью с рассказом о творческом объединении "СВОИ2005" и описанием картины. Актер согласился. В картине "Пыль" он сыграл профессора, который проводит психические эксперименты над людьми.

Фильм был снят для тех лет необычно - с имитацией "живой камеры", которая дает возможность зрителю находится "внутри" кадра. "Пыль" имела скромный бюджет, но получил массу наград, в то числе, первый диплом Жюри Российской кинокритики XXVII Московского международного кинофестиваля.

"Остров", 2006 год

Знаковый, любимый многими, пронзительный фильм, в котором многие зрители открыли для себя Мамонова - иного. После "Острова" нашлись те, кто объединил героя картины - старца Анатолия - с актером, а потому в деревню, где он жил, начали приезжать больные и убогие, в надежде получить помощь.

Петр Лунгин снова не ошибся с выбором актера на главную роль. Мамонов спросил благословение у своего духовного отца, который сказал, чтобы он не сомневался, так как это "его работа". Актер полностью растворился в роли: 40 дней, проведенных на сложной съемочной площадке - под сильным ветром, при плохой погоде - показались ему счастьем. А потом это счастье почувствовали и зрители.

"Царь", 2009 год

И снова картина Павла Лунгина - на этот раз историческая драма, в которой Мамонов сыграл Ивана Грозного. Общественность оценила его трактовку царя неоднозначно: картину называли "страшной пародией на Россию", "кощунственным безобразием", "антиисторической трактовкой". Грозного в исполнении Мамонова определили как "издевательскую карикатуру на первого Русского Царя", который был показан в картине сумасбродом, маньяком, садистом и параноиком.

Но нашлись и те, кто увидел, что царь подан "в красках, а не в привычном черно-белом стиле", что "монарх показан более сложной личностью, чем трактуют его мифы", что это " искренне и глубоко верующий человек, но веру свою устремляет к тому, в чем нельзя видеть христианство".

В любом случае, картина, вызвавшая массу споров, не оставила тех, кто ее видел, равнодушными. А, значит Петру Мамонову удалось сделать главное - пробудить внутри зрителей то, что тревожит, а, значит, заставляет думать.