- Будущее за долгосрочным тарифообразованием и распределительной генерацией. Мы предлагаем, и считаем это принципиально важным, ориентироваться на долгосрочное тарифообразование, для того чтобы обеспечить надлежащий инвестиционный процесс и развитие энергетики. Также необходимо использовать методы ценообразования, ориентированные на сравнение цен (тарифов) на сопоставимых рынках. Важно достигать баланса интересов потребителей и продавцов товаров и услуг. Потребитель ценит доступность, надежность и качество электроэнергии. Удовлетворить эти потребности и сделать это эффективно - задача участников рынка - поставщиков электроэнергии и сетей.
- Распределительная генерация - хорошо это или плохо для потребителя?
- Действительно, есть такой феномен, который сложился в последние годы. Он характерен не только для России, это мировая тенденция. Даже наряду с термином consumer (потребитель) используется термин prosumer (потребитель, который производит). Вопрос только в том, что, желая обеспечить свои дополнительные электрические нагрузки, потребители сталкиваются с чрезмерными обременениями от генераторов и электрических сетей. Если проанализировать ситуацию последних лет в рамках договоров поставки мощности (ДПМ), то за последние четыре-пять лет было построено чуть больше 10 ГВт новой генерации и приблизительно 5,5 ГВт модернизировано мощностей. За это потребители заплатили очень высокую цену. Как правило, цена генерации ДПМ почти на порядок выше, чем при конкурентном отборе существующей мощности.
Распределенную генерацию потребители строят сами, за свой счет. И никакие другие потребители не участвуют в сооружении этих мощностей. За последние годы такой генерации было построено примерно 1,5 ГВт. При этом темпы строительства распределенной генерации устойчивы и примерно в два раза опережают темпы строительства "большой" генерации. Таким образом потребители реагируют на ситуацию, желая обеспечить гарантии своего электроснабжения. Полагаю, что и в ближайшие годы сохранится такая тенденция. Потребители будут заинтересованы в том, чтобы гарантировать себе надежное электроснабжение в будущем. Задача органов власти состоит в том, чтобы оптимальным образом увязать развитие распределенной генерации и "большой" энергетики. Если этого не происходит, то со временем будут ухудшаться условия функционирования для "большой" энергетики. Она будет находиться во все менее и менее эффективных условиях.
Поэтому процессы развития "большой" и распределенной генераций необходимо синхронизировать, системы энергоснабжения должны быть умными, оптимальным образом реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке. Тогда возможно устойчивое развитие энергетики.
- В Подмосковье появилось огромное количество фирм, которые тянут провода и устанавливают дополнительные генераторы.
- Мы проанализировали таможенную статистику по ввозу генерирующих мощностей, а также данные Ростехнадзора по вводам новых мощностей за последние годы. Появляются принципиально новые современные установки генерации малой мощности, растет их число и разнообразие. Так что предложений об установке новых объектов много не только по Подмосковью, но и по всей России. Особенно много в местах нефте- и газодобычи, северных регионах, в промышленных центрах. Торговые сети, коттеджные поселки также ориентируются на собственную генерацию. Заплатив за эту установку большие деньги, потребитель начинает выигрывать по всей цепочке. Меньше платит за услуги по передаче электроэнергии, за крупную генерацию, то есть экономит по совокупности, а не в отдельном звене энергоснабжения.
- Эффективен ли механизм гарантированных инвестиций в этом секторе экономики?
- У нас есть несколько механизмов формирования ставок на мощность. Это долгосрочный договор поставки мощности, который был закреплен постановлением правительства в рамках общих процессов реструктуризации и реформирования, а также приватизации. Есть механизм конкурентного отбора мощности, торги проводятся ежегодно и касаются они существующей мощности. Есть еще один механизм, который прописан в нормативных актах, но на деле не применяется - механизм гарантированных инвестиций. Суть его в следующем. Формируется прогноз прироста нагрузок на будущие периоды, затем проводятся конкурсные процедуры по отбору проектов, которые могли бы обеспечить удовлетворение этих потребностей в будущем. Но такой механизм фактически не применялся в нашей истории. На наш взгляд, его необходимо доработать. Речь идет и о том, чтобы проводить конкурсный отбор не только по генерации, но и по всей цепочке электроснабжения - генерации, сети и мероприятиям у потребителей. Не обязательно в каком-то районе потребления удовлетворять растущие нагрузки сооружением генерации. Можно, например, расшить "узкие места" на сети, получить возможность для передачи электроэнергии мощности из других районов. Можно, например, реализовать меры по энергосбережению. Тогда потребитель будет готов вывести какие-то мощности, повысить существенным образом свою эффективность. Соответственно, потребность в электроэнергии может сильно уменьшиться.
- В чем суть перебалансировки тарифов?
- Перебалансировка обычно применяется, чтобы снижать ценовое давление на потребителя. Для последнего важнее не столько вопрос, насколько выросли тарифы, а насколько выросли его расходы. В свое время, когда мы делали перебалансировки тарифов в телекоммуникациях, мы при росте тарифов на услуги местной связи не принимали решения по повышению тарифов дальней связи. В результате в среднем расходы потребителя не превышали темпов инфляции. Такая перебалансировка проходила безболезненно для потребителя, а с другой стороны, позволяла привлекать дополнительные ресурсы в те сферы, которые требовали инвестиций - в местную связь. Именно там надо было повысить уровень цифровизации, чтобы обеспечить гражданам доступ к современным услугам Интернета.
Те же проблемы и в энергетике. У нас существуют "котловые" и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии. По котловым есть ограничения в темпах роста, а индивидуальные тарифы могут кардинально отличаться в два и более раза для разных сетевых организаций, которые работают в абсолютно схожих условиях. Задача - не допустить такого неравенства между электрическими сетями, приводить их к уровню тарифа, который позволяет обеспечивать и нормальное развитие, и функционирование электрических сетей. Так, к примеру, поступают регуляторы в Голландии. Но там тарифы регулирует служба, которая совмещает функции антимонопольного ведомства и тарифного регулятора. У зарубежных коллег менталитет антимонопольного ведомства при принятии решений по тарифам. Они не допускают необоснованной дифференциации в тарифах подобного тому, который имеет место в регионах. Иногда индивидуальные тарифы по сетям отличаются существенным образом без особых на то экономических обоснований. Требуется перебалансировка таких тарифов. Приводя завышенные тарифы для неэффективных сетевых организаций к оптимальному уровню, мы снижаем расходы потребителей на оказание услуг по передаче.
За рубежом вклад электросетевой компоненты в конечную стоимость электроэнергии в сопоставимых с условиями для России 40-50%. В России - 50-60%. Наша нерациональная система явно требует улучшения. С 2008 года число организаций, которые работают в конкурентных сегментах - генерации и сбыте, - возросло примерно на 30%. А число электросетевых организаций возросло за то же время в 7-8 раз! Сетевые организации не борются на рынке за потребителя, они "дерутся" за индивидуальные решения тарифного регулятора. Добиться лояльности со стороны регулятора оказывается легче, чем со стороны потребителей. Поэтому они плодятся, размножаются, делятся. А на электросетевой карте страны никаких изменений не происходит. Если раньше было 350 электросетевых организаций, то сегодня около 3000. Перебалансировкой тарифов можно достичь оптимального количества сетевых организаций, которые будут получать заработанные деньги. Такие, какие получают другие сетевые организации в сходных условиях. Нам не нужно поощрять неэффективно работающих.
- Ожидается ли рост цен на энергоносители, и какова позиция ФАС?
- На тех рынках, которые конкурентны, ситуация в целом устойчивая, и цены меняются близко к темпам инфляции. Это касается и электроэнергии, где цены в свободных секторах и темпы роста в принципе отстают от регулируемых тарифов, если брать длинный временной ряд. Устойчиво меняются цены на нефтепродукты, они также близки к темпам инфляции. Хотя у нас колебания цен на нефть на внешних рынках были от 140 долларов за баррель до 60. В целом с учетом мер защиты внутреннего рынка, институтов организованной (биржевой) торговли, гибких механизмов установления пошлин и НДПИ удается не допускать существенных ценовых всплесков в этих сегментах свободного ценообразования. Но нам хотелось бы, чтобы долгосрочная политика была и в регулируемых секторах. Сейчас периоды заморозки цен меняются периодами, опережающими темпы роста тарифов в этих сферах. Задача сделать так, чтобы долгосрочная ценовая (тарифная) политика была не только в секторах свободного ценообразования, но и в регулируемых секторах.