Одновременно наложилось сразу несколько факторов: замедление экономики привело к снижению доходности в традиционно привлекательных для инвесторов отраслях; за последние годы произошло качественное улучшение законодательства в коммунальной сфере; минстрой начал агрессивную кампанию, направленную на выявление неэффективно функционирующих предприятий коммунального хозяйства и передачу этих предприятий в концессию.
Коммунальные предприятия получили объективные преимущества, поскольку это субъекты естественных монополий, работающие в условиях стабильного спроса и цен на коммунальные услуги. Здесь же кроется и главная тревога инвесторов: насколько качественно государство будет регулировать тарифы? По сути, вопрос частных инвестиций в коммунальное хозяйство сводится к доверию или недоверию инвесторов к тарифной политике государства. На первый взгляд дела с тарифами обстоят неважно. Начиная с 2009 года в стране применялись и продолжают применяться жесткие ограничения для роста тарифов, что привело к нарастанию убыточности предприятий, работающих в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Но вместе с тем есть и хорошие новости: с 2016 года предприятия, работающие в этих сферах, должны будут перейти к применению долгосрочных тарифов, которые сначала будут устанавливаться на 3 года, а потом на 5 лет. Детально прописана формула расчета тарифов: в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение закреплена предпринимательская прибыль в размере 5% от выручки, которую предприниматель может расходовать по своему усмотрению. Утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, определяющие объем и направления инвестиций. Значительно переработано и детализировано концессионное законодательство - те договоры, которые инвестору предлагается заключить сейчас, качественно отличаются от договоров аренды, заключавшихся еще несколько лет назад.
Для запуска инвестиционных проектов не хватает малого - экономически обоснованных тарифов и разумных процентных ставок. Убыточные тарифы - результат не только политических ограничений. В теплоснабжении основной причиной убытков был опережающий рост внутренних цен на газ с параллельным выравниванием доходности поставок природного газа на внутренний и внешний рынки. В водоснабжении и водоотведении убытки возникли в силу снижения потребления воды населением. Вопреки расхожему мнению о том, что в России энергосбережение не приживется, люди очень эффективно экономят воду. На протяжении последних 7 лет снижение потребления воды составляет 4% в год. Например, в Санкт-Петербурге уже достигнуто потребление воды на уровне 137 литров в сутки при старом советском нормативе потребления 300 литров на человека в сутки. В таких условиях не остается ничего иного, как более высокими темпами повышать тарифы, обеспечивая компенсацию постоянных расходов. В большинстве случаев при переходе к заключению концессионных соглашений такой скачок тарифов и произойдет, ведь, прежде чем говорить об инвестициях, нужно будет сначала добиться безубыточности текущей деятельности организации.
Важнейший вопрос, без решения которого мы рискуем получить концессии без инвестиций, - это процентные ставки. Например, при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на обслуживание кредитов учитываются в размере полутора ставок рефинансирования (12,375% сейчас), в то время как ставки по коммерческим кредитам превышают 20%. Преодоление этого разрыва невозможно без участия государства. К сожалению, сейчас практически все программы поддержки коммунального хозяйства на федеральном уровне свернуты, а к списку стратегических предприятий, получающих господдержку, коммунальные предприятия не отнесены. Этот пробел нужно срочно устранять. Низкие процентные ставки - это еще не гарантия притока инвестиций, но необходимое условие, без которого о них говорить вообще бессмысленно. В правительстве есть понимание этого вопроса, однако до практических решений дело пока еще не дошло.
Сейчас кредиты по ставке 12% могут получать только "стратегические" предприятия, к числу которых организации коммунального комплекса не отнесены. На мой взгляд, это недальновидное решение, учитывая, что одновременно с этим объем федеральной поддержки инвестпроектов в коммунальном хозяйстве не превышает 0,5% от платы за коммунальные услуги, региональные бюджеты пусты, а рост тарифов начинает сильно отставать от инфляции.
Отдельно нужно упомянуть отрасль обращения с отходами. В 2014 году был принят новый закон, который позволит перейти от эксплуатации старых переполненных полигонов и несанкционированных свалок к переработке отходов. На это потребуется много времени и денег (сырья, полученного в результате переработки отходов, недостаточно, чтобы окупить расходы на строительство и эксплуатацию мусороперерабатывающих заводов). Несмотря на это, есть понимание, что нельзя превращать страну в помойку. Инвесторов, готовых строить новые полигоны и заводы по переработке отходов, тоже достаточно много, и они ждут не только улучшения макроэкономической ситуации, но и подготовки правительством нормативных правовых актов, реализующих положения закона. Кризис разрушил много планов инвесторов, но "мертвый сезон" не пройдет даром - мы используем это время для качественной доработки законодательства на основе опыта "пилотных" инвестиционных проектов, которые реализуются в регионах, несмотря на все сложности.