- В Казахстане скоро выборы, поезжай в Астану, - сказало мне руководство. - Посмотри, как живут соседи.
И вот я в новой казахской столице. Конечно, я слышал, что Назарбаев решил перенести столицу Казахстана из уютной Алма-Аты в продуваемую всеми ветрами целинную степь. И как сопротивлялись чиновники, возвращаясь на каждые выходные в предгорья Алатау.
Честно скажу: я испытал шок. Пока таксист вез меня по утренней Астане, чуть не свернул шею, наблюдая за небоскребами. Сеул? Токио? Нью-Йорк? Потом я с удивлением обнаружил Париж (есть такой квартал, полностью спроектированный французскими архитекторами), Рим и даже Лондон. В центре Астаны, сверкая гранями, стоит пирамида, построенная всемирно известным Норманом Фостером. Я и дальше открывал для себя город, который еще 20 лет назад был средоточием сереньких "панелек" и самым значительным архитектурным сооружением здесь был типовой обкомовский куб. Поселился я на 19-м этаже с видом на небоскребы делового центра.
Первым, кого я встретил в Астане, был президент Нурсултан Назарбаев. Нет, не плакатный. Сейчас самая горячая предвыборная пора - 26 апреля президентские выборы - и плакаты со всеми тремя кандидатами смотрят на тебя отовсюду. Назарбаев был настоящий. Я аккредитовался на форум молодежного крыла партии "Нур Отан", где выступал "лидер нации", как здесь все величают президента.
Назарбаев мне понравился. Он говорил легко, доступно. Временами казалось, что он намеренно уходит от протокола, чтобы найти контакт с аудиторией. А контакт был полный. Любит молодежь своего президента. И с этим ничего не поделать.
Из предвыборного выступления особо мне понравились две вещи. Президент решил, что в Казахстане будет три языка. Третий - английский. Сейчас его знает почти 40 процентов молодого населения. А будут знать все 100. Как и русский язык. И еще он обещал бороться с коррупцией так, как борются с тараканами в любом уважаемом заведении. На все отводится 5 лет. Думаю, реальный срок.
Астана показалась мне дороговатой. Цены европейские. А все потому, что наш рубль "просел". Хотят ли казахстанцы или нет, но пока я был в Астане, наша валюта подскочила с 3 тенге за рубль до 3,7. Конечно, до прошлогоднего курса 5 еще далеко. Поживем - увидим.
Мне пришлось праздновать Пасху в Астане, вдалеке от семьи. О чем я ни капельки не жалею. Беломраморный кафедральный собор был велик. Тысячи прихожан разложили свои пасочки на столах для обряда освящения. Но меня тянуло вдаль от официоза. Я попросил таксиста отвезти меня в небольшую церквушку. Через 10 минут я был в глубине старого квартала пятиэтажек. Крохотная церковь, у которой даже нет колокольни. Вместо нее звонница прямо на улице. Каждый желающий мог ударить в колокола. Скопилась даже очередь. Тут подъехала машина. Вышел священник с переносной лампадой. Это был Благодатный огонь, доставленный прямо из Иерусалима. Люди поспешили в храм. А я отправился в синагогу.
Вы не поверите: на одной улице стоит католический костел, самая большая синагога в Средней Азии, мечеть и православный храм. Где такое еще увидишь? В костеле сильно скрипела входная дверь. Да так, что прихожане разом обернулись на корреспондента. Снимать строго запрещено. На следующем скрипе зашел армянин. Оказалось, он немного перепутал приход. Пастве пришлось объяснять, где находится армянская церковь.
...Моим проводником в синагоге был смотритель по имени Евгений.
- Христос Воскресе! - поздравил меня он, надевая поверх кипы бейсболку.
- Воистину! А как же вы, иудей...
- Моя мама, стопроцентная еврейка, уже с утра пасочки освятила. Я с ней за компанию разговелся. Что здесь такого?
Неисповедимы пути Господни! Но главное, они сходятся на меридиане добра.
Про мечеть я много писать не буду. Величественное сооружение с мягкими коврами. Здесь уже привыкли к туристам, и не важно, какой ты веры - проходи и проникайся. Особенно мне понравились люстры. Одну такую я видел в Кремле.
Пришла пора и мне разговеться. Я принял приглашение главного редактора "Казахстанской правды" отпраздновать нашу встречу в ресторане.
- Я тебя познакомлю со старейшим корреспондентом нашей газеты Моисеем Михайловичем Гольдбергом! Он участник войны. Таких в Казахстане осталось пять тысяч. Пользуйся моментом, - говорил в трубку Александр Тараков.
Ветеран был опечален.
- Какие-то пацаны обратились в акимат (мэрию) Алма-Аты с требованием запретить георгиевские ленточки на празднование Дня Победы! 20 человек. Кто они такие? Казахстан вложил в Победу не меньше сил и жизней, чем другие республики СССР. Выпороть бы их. Но у нас демократия.
Не стареют душой ветераны.
Но, конечно, взгляд Казахстана обращен в будущее. И будущее это в связке с Россией. Об этом мне говорил директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте республики Ерлан Карин.
- У нас сейчас парадоксальная ситуация, - огорошил меня кандидат политических наук Карин. - Оппозиции практически нет. Это не потому, что ее зажимают. Просто нет предпосылок. Еще в 90-х президент Назарбаев написал книгу "Без правых и левых". Так вот, цитирую: "Нам нужна политика здравого смысла". Так и случилось. У нас нет разлома в обществе. У нас есть общественное понимание стратегии развития государства. А здравый смысл - это то, что объединяет Россию и Казахстан. Это то, что стало Евразийским союзом. Это то, что позволит нашим странам независимо от мировой закулисы развиваться и в экономическом, и в политическом отношении. Нас иногда обвиняют в том, что стабильность чревата застоем. Но мы понимаем стабильность как развитие. Мы растем - и это стабильно!
Но без прошлого нет будущего. Я поехал в Алжир. АЛЖИР - это "Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины". Полчаса на машине. Километры фамилий, высеченные на траурном мраморе. Здесь сидела Лидия Русланова и Наталья Сац. Всего лишь за то, что они были женами. Женщинами. Матерями. Как и Сибирь, Казахстан был местом для политической ссылки.
Здесь это помнят. У нас уже забыли. Но как двигаться вперед с этим грузом?
А знаете, какое самое популярное место в Астане? Шатер. Да-да, шатер. По-казахски Хан Шатыр, то есть Ханский шатер. Торгово-развлекательный комплекс выполнен из стекла и металла в виде классического казахского пристанища от бурь и метелей. Только очень большого - на верхнем этаже там есть пляж с пальмами и прудом. Я пил кофе в одной из многочисленных кофеен и видел, как казахи радуются уюту этого центра. Даже фотографы застолбили это место. Потому что отсюда хороший вид на Байтерек. Это такой высоченный, в 97 метров обелиск с лифтом на смотровую площадку. Байтереком казахи называют Древо жизни, сейчас это символ Астаны.
В конце своего репортажа хочу рассказать вам про шашлык. Конечно, классическим казахским блюдом многие называют бешбармак (пластинки теста с бараниной). Но шашлык - самый интернациональный продукт. Его едят здесь и мусульмане, и православные, и даже адвентисты седьмого дня. Такой баранины на шампурах вы нигде не увидите. Как и узбекского плова, и сибирских пельменей, и турецкого аджеп-сандала. Казахстан впитал в себя весь гастрономический интернационал. За обильным столом я и забыл про выборы. Так бывает. Строго между нами - многие уже сделали свой выбор. Ну, какой здравомыслящий человек пойдет голосовать против существующего порядка? Слово "порядок" здесь основополагающее. Если честно, я немного завидую казахам. Молодое государство, у которого все еще впереди.