Первые выплаты, со слов юриста потерпевших Александры Гуляевой, должны были произойти в начале апреля. Напомним, в апреле 2013 года Ленинский суд города Перми вынес решение о взыскании долей Зака в пользу потерпевших. Судебные приставы из центрального аппарата ФССП в феврале этого года обратили взыскание на принадлежащие ему доли в ряде ООО и получили за них чуть больше 140 миллионов рублей. Эти деньги и должны были пойти на выплаты потерпевшим по делу "Хромой лошади". Однако этого не произошло.
Оказалось, что Зак обратился в Арбитражный суд Пермского края с просьбой вернуть ему его доли. Причем доли он требует отобрать у обществ, которые уже выплатили их действительную стоимость.
Как же так? Ведь Зак не обжаловал решение Ленинского суда об изъятии долей и действия приставов ФССП. К ним у Анатолия Зака, похоже, нет никаких вопросов.
Судья Арбитражного суда Елена Кульбакова приняла заявление Зака и начала процесс с обществами в качестве ответчиков. А не с приставами. Судя по тому, что предыдущие иски Анатолия Зака, попадавшие в краевой Арбитражный суд, были удовлетворены, есть вероятность, что и в этом случае суд встанет на его сторону.
Если это произойдет, Анатолий Зак ничего не потеряет. По мнению юриста потерпевших, Зак вскоре может выйти на свободу условно-досрочно. И для этого есть все основания. Деньги сейчас у приставов, и они приняли решение перечислить их пострадавшим. Это засчитывается Заку, он освобождается и тут же получает свои доли обратно по решению Арбитражного суда. Общества же, оставшиеся без долей и без денег, в свою очередь, могут подать иск к судебным приставам о возврате перечисленных ими средств. Тогда у судебных приставов останется два пути - либо взыскивать обратно уже уплаченные средства с пострадавших по делу "Хромой лошади", либо погашать задолженность за счет государственного бюджета.
Поэтому судебные приставы сейчас ждут, что решит Арбитражный суд Пермского края. Здесь может появиться невиданный ранее прецедент, когда, не отменяя формально решения одного суда и действия приставов, другой суд фактически уничтожает его, действуя в интересах осужденного.
Ситуация, сложившаяся с взысканием денег с Анатолия Зака в Перми, опасна еще и тем, что может послужить прецедентом и в других громких делах, связанных с гибелью людей. Может получиться так, что в результате юридических проволочек, затягивания исполнения решений судов пострадавшие ничего не получат или останутся должны сами.