Расскажите о концепции павильона на ЭКСПО в Милане.
Сергей Чобан: У павильона три автора - вместе со мной в архитектурном бюро SPEECH его делали Алексей Ильин и Марина Кузнецкая. Нам казалось, что для выставки нужен объект, очень ясный по форме, не вычурный. Такой запоминающийся символ, который бы позволил легко его узнать в череде других построек. Мы обратились к традиции русских и советских павильонов прошлого столетия и проследили некую традицию, общую идею. Тут был и конструктивизм 1920-х годов, и ар-деко 1930-х, и модернизм послевоенных лет, однако все павильоны имели динамичную, простую и легко запоминающуюся форму с обязательным акцентом на главной входной зоне. .
Получится такой объект для селфи. Заигрываете со зрителем?
Сергей Чобан: Не заигрываем, а вступаем в диалог, вовлекаем зрителя в свою сферу влияния. В основе проекта идея, что это не только место размещения экспозиции, но и общественное пространство, привлекающее посетителей.
Вы сегодня живете на две страны - в Москве и Берлине. Каким архитектором больше себя ощущаете, русским или европейским?
Сергей Чобан: Для меня это не важно. Создание единого архитектурного языка делает наши города похожими. Работая в России и для России, каждый архитектор должен в первую очередь учитывать национальные архитектурные традиции. И, кстати, все великие архитекторы прошлого, создавшие ряд важных построек в Петербурге и в Москве, активно этому следовали. Аристотель Фиораванти изменил проект Успенского собора, ознакомившись с памятниками владимирского зодчества.
Но ваша "Башня Федерация" стороннему человеку кажется инородным американским небоскребом. Как она вписывается в русский контекст?
Сергей Чобан: Это архитектура не американская, а глубоко московская. Сравните небоскребы на территории "Москва-Сити": ни один из них не стремится к единому силуэту, как это делают две башни, составляющие "Башню Федерация". За счет криволинейных очертаний самих двух парусов и их устремленности к центральной оси, возникает заостренный силуэт, характерный для московских башен. Все московские высотки исторически имели заостренное завершение - от башен Московского Кремля до сталинских "сестер". Понятно, что интерпретация может быть разной, но это и делает объект созвучным своему времени.
А выбор места вы считаете уместным?
Сергей Чобан: Выбирая подобное место, нужно очень тщательно и жестко режиссировать развитие градостроительного силуэта, а также функциональной программы, транспортной доступности и т.д.
Какие города России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, интересны вам с архитектурной точки зрения?
Сергей Чобан: Очень многие. Для меня уникальным городом и по структуре, и по архитектуре является Великий Новгород. Чрезвычайно интересны и Псков, и Ростов Великий, и частично Ярославль.
В каком городе мира вы, как архитектор, ощущаете себя комфортнее всего?
Сергей Чобан: Современная городская среда стала более контрастной и менее гармоничной в историческом понимании этого слова, но лично меня это не пугает и не отталкивает, скорее, наоборот. Я не склонен сразу же критиковать какие-то новые архитектурные формы, явно контрастирующие со сложившейся исторической средой, - гораздо интересней разобраться, почему архитектурные слои наслаиваются друг на друга и в чем тут закономерности. В этом смысле Москва очень интересный для жизни город.
Участие в выставке примут 153 страны. Из них лишь 53 имеют собственные павильоны. Общая площадь выставки: около 1,1 миллиона квадратных метров.
Миланская EXPO-2015 станет мировым праздником еды. Страны-участники покажут традиции и технологии настоящего и будущего, связанные с национальными кухнями и с производством и переработкой пищевых продуктов.
Главная цель выставки - ответить на жизненно важный для человечества вопрос: как гарантировать всем нужное количество здоровой пищи, не нанося ущерба природе?
Подготовила Стефания Дзини