Второй этап развития НСПК - это выпуск, собственно, самой карты. Как отметила Ольга Скоробогатова, сейчас она находится в разработке и будет базироваться на лучших российских технологиях. "Мы предполагаем, что тарифы должны быть конкурентоспособными, а сам продукт должен быть интересен не только банкам, но и держателям. В этом весь смысл", - добавила она. Банковская карта как таковая, без каких-либо дополнительных услуг и инноваций, в скором времени будет не востребована, уверена Скоробогатова. Поэтому нужно изначально смотреть, какие перспективы есть с точки зрения технологий.
По словам вице-президента Ассоциации региональных банков Алины Ветровой, процентные доходы банков снижаются, поэтому пластиковый бизнес и развитие дистанционных каналов обслуживания могут стать драйверами для развития сектора. "Важно заложить правильный фундамент функционирования НСПК, - сказала она. - И отрадно, что для обсуждения вопросов, связанных с ее деятельностью, привлекается банковское сообщество. Это важно, поскольку успех системы во многом зависит от того, насколько комфортно с ней будет работать всем участникам рынка, не только крупнейшим игрокам". По мнению Ветровой, требует внимания баланс между развитием системы и контролем за отмыванием денег.
На третьем этапе НСПК планирует развивать совместные программы с международными платежными системами и с коллегами из стран Евразийского экономического союза. Выход на зарубежные рынки запланирован на 2016 год. Как напомнил исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, к 2025 году должен быть создан единый интегрированный финансовый рынок стран ЕАЭС, в том числе наднациональный регулятор. "Большая роль принадлежит построению единого платежного пространства. Это очень сильно продвинет возможности как корпораций, так и физлиц", - отметил он. Однако в России, по словам Мурычева, существуют определенные сложности. В частности, есть проблемы идентификации пользователей платежных карт.
"На мой взгляд, главное препятствие - в том, что в России отсутствует единый идентификатор гражданина, это очень сдерживает развитие платежных услуг. Речь идет о том, чтобы пользователь карты, владеющий счетом в одном банке, должен был иметь возможность открыть счет или получить кредит в любом другом, в том числе дистанционно. Сейчас об этом можно только мечтать. Сама создаваемая инфраструктура НСПК могла бы реализовать такие возможности", - сказал он. Сегодня же, например, комиссия за безналичный перевод с карты одного банка на карту другого может составлять до 2,5%. Участники рынка предлагают упростить идентификацию и тем самым снизить барьеры на платежном рынке. Что касается тарифов внутри самой системы, эмиссией карт будут заниматься сами банки, поэтому от них зависит, будут ли комиссии разумными.
По словам Мурычева, больше остальных стран СНГ в развитии платежного рынка продвинулась Беларусь. Там действует внутренняя платежная система "Белкарт", опыт которой изучался в том числе при создании российской НСПК. Соглашение с "Белкарт" подписал НП "Национальный платежный совет". Как рассказал начальник ГУ развития цифровых банковских технологий Национального банка Беларуси Александр Сотников (до последнего времени возглавлявший "Белкарт"), на систему приходится 43% эмиссионного рынка республики.
К 1 января 2016 года доля безналичных расчетов в Беларуси должна составить 50%, однако, как признался Сотников, есть основания полагать, что этот показатель не будет достигнут в установленный срок. Тем не менее планомерное движение по "насаждению" платежных терминалов в торговых сетях принесло свои плоды. По словам Сотникова, работа эта начата давно, и по закону сегодня терминалы по приему платежных карт обязаны иметь павильоны, киоски, заправки, предприятия общепита и т.д. (всего 15 типов организаций). "Пробелы" есть разве что в такси: далеко не в каждом можно расплатиться карточкой. Но к 1 июля 2017 года в подавляющем большинстве организаций торговли и сервиса должен быть обеспечен прием карт.
Российский платежный рынок, конечно, намного больше белорусского, где эмитировано 12,3 млн карт. В России с 2009 по 2014 год число эмитированных карт увеличилось на 100 млн (сейчас их больше 220 млн), рынок активно развивается. Количество операций по картам за этот период увеличилось почти в 4 раза.