Новости

30.04.2015 19:01
Рубрика: Экономика

Госкомпании и монополии отдадут МСП 18 процентов закупок

Малый и средний бизнес получит 18-процентную долю в закупках госкомпаний и инфраструктурных монополий.

С 1 июля 2015 г. это требование будет распространяться на компании с госучастием, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд рублей, а 1 января 2016 года и на все остальные.

В последние годы государство и бизнес начали договариваться о правилах игры в сфере госзакупок. Под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) разработана дорожная карта "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием". За семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами МСП, возросло на 43,47%, а сумма заключенных контрактов составила 217,7 млрд руб. В компаниях с госучастием начали создаваться совещательные органы по вопросам эффективности госзакупок, были утверждены программы партнерства с субъектами МСБ. Однако этот процесс идет очень медленно.

- Из 664 акционерных обществ, которым были направлены поручения, лишь 40 создали совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности проводимых закупок, только 10 разработали программы партнерства с субъектами МСП, - говорит Сергей Фахретдинов, член президиума генсовета "Деловой России". Эта проблема во многом была связана с отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего особенности осуществления закупок.

Внимание следует уделить и качеству созданных совещательных органов. Из 40 не более десяти можно считать работающими эффективно. Большинство же состоит из работников структурных подразделений самой компании, ее дочерних и аффилированных с ней структур. Кардинально решить этот вопрос может разработка и принятие правительством нормативного акта, которым будет определен состав совещательных органов. Решения этого вопроса намерена добиваться рабочая группа АСИ.

- Также необходимо рекомендовать главам регионов перейти на централизованную систему закупок, - отмечает генеральный директор НАИЗ Сергей Габестро.

Представители госкомпаний часто считают, что МСП неохотно идет на тендеры. "Но со стороны малого и среднего бизнеса звучат вполне резонные предложения, как стимулировать активность. Это размещение информации о заказах на портале zakupki.gov.ru и использование пяти основных тендерных площадок для проведения закупок у МСП (сейчас госкомпании в основном размещают заказы на собственных площадках, требующих значительную абонентскую плату). Это унификация требований к электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сейчас, чтобы угодить всем госкомпаниям, приходится оформлять сразу несколько ЭЦП, что затратно", - говорит Сергей Фахретдинов.

ТПП также выступает за создание реестра поставщиков из числа малого и среднего бизнеса.

- Эта мера значительно бы упростила подтверждение статуса компании при участии в закупках, - поясняет президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Каковы шансы появления такого реестра, читайте в тематическом приложении "Юридический бизнес" 26 мая.

Экономика Бизнес Малый бизнес Госзаказ